Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» основан на реальных событиях, произошедших на Кавказе во время войны русских с горцами. Информацией для этой повести стали события из жизни самого А. Н. Толстого на Кавказе и воспоминания солдат и офицеров, воевавших во время той войны и побывших в плену.
Жилин и Костылин служили офицерами на Кавказе. Первый был из обнищавшей помещичьей семьи, а второй из богатой. Жилин не обладал большими физическими данными: ростом был не высок, зато силен, умен, да удал. Костылин – мужчина грузный, пухлый и слабохарактерный.
В рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. Здесь вскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость, мстительность.
Но любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость побеждают и приводят к счастливому концу.
В плену Жилин старался присматриваться к людям, старался познакомиться с ними поближе, все время занимал себя работой, даже «лечил» больных врагов. Все это дало свои плоды – он познакомился с девочкой Диной. Характеры Жилина и татарочки Дины схожи: добрые, заботливые, искрение и смелые. Маленькая девочка и взрослый мужчина быстро нашли общий язык, и в ответ на подаренные Жилиным незатейливые игрушки Дина приносила ему то кусок жаренной баранины, то лепешек или молока, а самое главное ему жизнь.
На протяжении всего произведения Костылин показал себя с отрицательной стороны. Это трусость и предательство при встрече с врагами. В тот момент, когда Жилин и Костылин увидели татар, он сразу бросил ружье и пустил коня в прочь, даже не подумав о своем товарище; бездействие и замкнутость в плену, у него не было даже мысли о побеге. Он не разговаривал с татарами, так как считал себя выше их, не общался с жителями аула, просто ждал выкупа; эгоизм и безразличие в отношении Жилина проявились и в тот момент, когда они повстречали татар, и в первом побеге, когда Костылин отказался идти и все время охал и стонал, что и позволило татарам найти их.
После неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. Но даже в этих условиях смелый Жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге. И в этот момент в Костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения – отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой Жилину. После всех трудностей Жилин успешно сбежал из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли». Главная мысль рассказа – бессмысленность войны. Итог войны между народами, государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. А дружба вечна
Объяснение:
Роман «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в середине девятнадцатого века. Это произведение отличается тем, что представляет собой несколько взаимосвязанных повестей с разными наименованиями. Однако, везде фигурирует главный герой романа — Григорий Печорин.
На протяжении всего произведения автор знакомит нас с жизнью Печорина: его характером, поступками и размышлениями. Сначала мы видим светского франта, этакого «прожигателя жизни», который живет в свое удовольствие, пренебрегая моральными устоями.
Головокружительные победы «на фронте любви», легкомыслие и жестокосердие — именно таким чертами наделен этот персонаж в первых главах романа. Но Лермонтов дает нам возможность не только со стороны наблюдать за Григорием, но и заглянуть в его душу, взрослеть вместе с ним и видеть то, что ранее было скрыто завесой его праздной жизни.
Как это часто случается в жизни, Григорий Печорин неожиданно для себя стал жертвой любви - этого светлого и, в то же время, разрушительного чувства. Он продолжает совершать множество чудовищных ошибок, но мы уже не в силах упрекнуть его за это. Мы начинаем сопереживать и страдать вместе с ним.
Почему? Потому что понимаем — для него настал «час расплаты»! Но в своих злодеяниях виновен не только сам Григорий. Общество, частью которого являлся Печорин, предопределило его жизненные взгляды, манеру общения и поведения. Каким может быть человек, если его всегда окружали ложь, лицемерие и блуд? Если самые низкие помыслы и действия считались нормой?
А каким вы были бы человеком, попав на место Печорина? Хорошим или плохим? Автор романа дает шанс каждому читателю взглянуть на себя со стороны, не повторить ошибок главного персонажа.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие чувства вызывает у тебя это почему? «железная дорога» николай некрасов в а н я (в кучерском армячке папаша! кто строил эту дорогу? п а п а ш а (в пальто на красной подкладке), граф петр андреевич клейнмихель, душенька! разговор в вагоне 1 славная осень! здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит; лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит; около леса, как в мягкой постели, выспаться можно — покой и простор! листья поблекнуть еще не успели, желты и свежи лежат, как ковер. славная осень! морозные ночи, ясные, тихие дни… нет безобразья в природе! и кочи, и моховые болота, и пни — всё хорошо под сиянием лунным, всюду родимую русь узнаю… быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою… 2 добрый папаша! к чему в обаянии умного ваню держать? вы мне позвольте при лунном сиянии правду ему показать. труд этот, ваня, был страшно громаден не по плечу одному! в мире есть царь: этот царь беспощаден, голод названье ему. водит он армии; в море правит; в артели сгоняет людей, ходит за плугом, стоит за плечами каменотесцев, ткачей. он-то согнал сюда массы народные. многие — в страшной борьбе, к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе. прямо дороженька: насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты. а по бокам-то всё косточки … сколько их! ванечка, знаешь ли ты? чу! восклицанья послышались грозные! топот и скрежет зубов; тень набежала на стекла морозные… что там? толпа мертвецов! то обгоняют дорогу чугунную, то сторонами бегут. слышишь ты «в ночь эту лунную любо нам видеть свой труд! мы надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной, жили в землянках, боролися с голодом, мерзли и мокли, болели цингой. грабили нас грамотеи-десятники, секло начальство, давила нужда… всё претерпели мы, божии ратники, мирные дети труда! братья! вы наши плоды пожинаете! нам же в земле истлевать суждено… всё ли нас, бедных, добром поминаете или забыли » не ужасайся их пения дикого! с волхова, с матушки волги, с оки, с разных концов государства великого — это всё братья твои — мужики! стыдно робеть, закрываться перчаткою, ты уж не волосом рус, видишь, стоит, изможден лихорадкою, высокорослый больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках, вечно в воде по колено стоявшие ноги опухли; колтун в волосах; ямою грудь, что на заступ старательно изо дня в день налегала весь век… ты приглядись к нему, ваня, внимательно: трудно свой хлеб добывал человек! не разогнул свою спину горбатую он и теперь еще: тупо молчит и механически ржавой лопатою мерзлую землю долбит! эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять… благослови же работу народную и научись мужика уважать. да не робей за отчизну любезную… вынес достаточно народ, вынес и эту дорогу железную — вынесет всё, что господь ни пошлет! вынесет всё — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе. жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе. 3 в эту минуту свисток оглушительный взвизгнул — исчезла толпа мертвецов! «видел, папаша, я сон удивительный, - ваня сказал, - тысяч пять мужиков, племен и пород представители вдруг появились — и он мне сказал: «вот они — нашей дороги » захохотал генерал! «был я недавно в стенах ватикана, по колизею две ночи бродил, видел я в вене святого стефана, что же… всё это народ сотворил? вы извините мне смех этот дерзкий, логика ваша немножко дика. или для вас аполлон бельведерский хуже печного горшка? вот ваш народ — эти термы и бани, чудо искусства — он всё растаскал! »- «я говорю не для вас, а для вани…» но генерал возражать не давал: «ваш славянин, -сакс и германец не создавать — разрушать мастера, варвары! дикое скопище впрочем, ванюшей заняться пора; знаете, зрелищем смерти, печали детское сердце грешно возмущать. вы бы ребенку теперь показали светлую сторону…» 4 рад показать! слушай, мой милый: труды роковые кончены — уж рельсы кладет. мертвые в землю зарыты; больные скрыты в землянках; рабочий народ тесной гурьбой у конторы собрался… крепко затылки чесали они: каждый подрядчику должен остался, стали в копейку прогульные дни! всё заносили десятники в книжку — брал ли на баню, лежал ли больной: «может, и есть тут теперича лишку, да вот, поди » махнули рукой… в синем кафтане — почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь, едет подрядчик по линии в праздник, едет работы свои посмотреть. праздный народ расступается чинно… пот отирает купчина с лица и говорит, картинно: «ладно… нешто… с богом, теперь по домам, - проздравляю! (шапки долой — коли я говорю! ) бочку рабочим вина выставляю и — недоимку » кто-то «ура» закричал. подхватили громче, дружнее, протяжнее… глядь: с песней десятники бочку катили… тут и ленивый не мог устоять! выпряг народ лошадей — и купчину с криком «ура! » по дороге помчал… кажется, трудно отрадней картину нарисовать, !