1. В каком году была написана повесть:
а) 1944 +
б) 1949
в) 1952
2. Событиям какой войны посвящена повесть:
а) Первой мировой
б) Великой отечественной +
в) Гражданской
3. Как звали главного героя повести:
а) Федя
б) Валя
в) Ваня +
4. Какая была фамилия у главного героя повести:
а) Солнцев +
б) Катаев
в) Жуков
5. В какой род войск попал главный герой:
а) в мотострелковые войска
б) в танковые войска
в) в разведку +
6. С каким предметом не расставался главный герой всю войну:
а) с компасом
б) с букварем +
в) с холщовой сумкой
7. Какое прозвище дали мальчику солдаты:
а) Чертенок
б) Малой
в) Пастушок +
8. Каково первое правило настоящего разведчика:
а) лучше знать да молчать, чем знать да болтать +
б) сам погибай, а товарища выручай
в) никому не рассказывать о настоящих разведчиках
9. Какой первой солдатской науке обучил мальчика ефрейтор Биденко:
а) курить табак
б) разжигать костер
в) заворачивать портянки +
10. На прощание командир полка вручил герою свёрток. Что было тщательно завёрнуто в газету «Суворовский натиск»:
а) часы
б) погоны +
в) кусок хлеба
11. Какой звук привлёк разведчиков, которые нашли спящего мальчика в окопе:
а) плач +
б) крик
в) стон
12. Почему фашисты убили мать Вани:
а) она не хотела отдавать им Ваню
б) она не хотела отдавать им последнюю корову +
в) она не хотела рассказывать им, где скрываются партизаны
13. Какая профессия была до войны у ефрейтора Биденко:
а) шахтёр +
б) водитель
в) металлург
14. Что лежало в холщовой торбе у Вани:
а) часы отца и складной нож
б) фотография матери и кусок хлеба
в) заточенный гвоздь и рваный букварь +
15. Кому принадлежит фраза: “Много будешь спрашивать – язык измочалишь”:
а) Биденко +
б) Горбункову
в) Енакиеву
16. Как Ваня перехитрил Биденко, когда тот привязал к руке мальчика верёвку, чтобы он не убежал, пока ефрейтор спит:
а) привязал верёвку к руке самого ефрейтора Биденко
б) перевязал верёвку к сапогу женщины-хирурга +
в) прицепил верёвку к крюку внутри кузова грузовика
17. За кого выдавали Биденко и Горбунков мальчика, когда взяли его с собой в разведку:
а) за девочку
б) за немецкого мальчика
в) за пастушка +
18. Какая особенность мальчику:
а) очень хорошо рисовать
б) нравится людям с первого взгляда +
в) разговаривать на немецком языке
19. В чём признался капитан Енакиев старому наводчику перед боем:
а) что хочет отправить Ваню в детский дом
б) что хочет оставить Ваню в полку
в) что собирается усыновить Ваню +
20. Куда отвёз Ваню ефрейтор Биденко после похорон капитана Енакиева:
а) в Нахимовское училище
б) в Суворовское училище +
в) в матери капитана
21. Как называлось блюдо, которым солдаты угощали мальчика:
а) крошенка +
б) окорочка
в) окрошка
22. Какое значение имеет в тексте поговорка “Ваш табачок – наш огонек”, которую неоднократно произносили герои:
а) делиться не буду
б) поделим расходы пополам +
в) курить вредно
23. К какому литературному направлению относится произведение «Сын полка»:
а) реализм
б) романтизм
в) соцреализм +
24. Кого нашли разведчики в небольшом окопчике:
а) раненого крестьянина
б) бредившего во сне мальчика +
в) заблудившегося раненого немца
25. О ком из героев повести идет речь в цитате: «холодноват, сдержан, расчётлив, как подобает хорошему артиллеристу»:
а) о Горбунове
б) о Биденко
в) о Енакиеве +
26. О чем Ваня напомнил капитану Енакиеву:
а) об истории, рассказанной другом капитана
б) о погибшей семье Енакиева +
в) о мальчике, который раньше служил в их полку
27. Куда ефрейтору Биденко нужно было отвезти Ваню:
а) в тыл +
б) в штаб
в) в другой полк
28. Кем назначил Ваню Енакиев:
а) танкистом
б) артиллеристом
в) связным +
29. Как Енакиеву удалось выпроводить Ваню с поля сражения:
а) он отправил Ваню доставить пакет командиру штаба +
б) он по Ваню привести подмогу
в) он строго приказал мальчику уйти и тот, как солдат, выполнил приказ
30. Чему учит книга “Сын полка”:
а) быть внимательным к братьям нашим меньшим
б) преодолевать препятствия, ведь победа не дается легко +
в) не перечить взрослым и не совать нос не в свое дело
Почти неделю тянули ветры над землей Центральной Украины, стелило полог мокрого снега. Промокло всё, промокли все. В окопах, на огневых позициях, даже в солдатских ячейках и ровиках чавкает под обувью, ботинки вязнут в грязи, сознание вязнет и тускнеет в заполненном зябкой, бес мглой.Я сижу на телефоне, две трубки виснут у меня по ушам на петлях, сделанных из бинта. Подвески мокры, телефонные трубки липнут к рукам, то и дело прочищаю клапан рукавом мокрой шинели, в мембране отсыревает порошок, его заедает, он не входит в гнездышко телефонной пазухи.У меня прохудились ботинки, подошва на одном вовсе отстала. Я подвязал ее телефонным проводом. Ноги стынут, а когда стынут ноги, стынет все, весь ты насквозь смят, раздавлен, повержен холодом.Меня бьет кашель, течет из носа, рукавом грязной шинели я растер под носом верхнюю губу до ожога. Усов у меня еще нет, еще не растут, палит, будто перцем, подносье и нос. Меня знобит, чувствую температуру, матерюсь по телефону с дежурными на батареях.Пришел командир дивизиона, послушал посмотрел на мои обутки, влипшие в грязь ячейки, что вкопана в бок траншеи.— Чего ж обувь-то не починишь?— Некогда. И дратва не держится. Сопрела основа, подметки кожимитовые растащились и растрепались.— Ну надо ж как-то выходить из положения...Он уже звонил в тыл, ругался хотя бы несколько пар обуви. Отказали. Скоро переобмундирование, сказали, выдадут всем и все новое.— Как-то надо выходить из положения... — повторяет дивизионный в как бы и не мне вовсе, но так, чтобы я слышал и разумел, что к чему.«Выходить из положения» — значит снимать обувь с мертвых. Преодолевая страх и отвращение, я уже проделал это, снял поношенные кирзовые сапоги с какого-то бедолаги лейтенанта, полегшего со взводом на склоне ничем не приметного холма с выгоревшей сивой травой. И хотя портянки я намотал и засунул в сапоги свои, моими ногами согретые, у меня сразу же начали стынуть ноги. Стыли они как-то отдаленно, словно бы отделены были от меня какой-то мною доселе не изведанной, но ясно ощутимой всем моим существом, молчаливой, хладной истомой. Мне показалось, помстилось, что это и есть земляной холод, его всепроникающее, неслышное, обволакивающее дыхание.Я поскорее сменял те сапоги на ботинки. Они были уже крепко проношены, их полукирзовые-полупарусиновые «щеки» прорезало шнурками, пузырями раздувшиеся переда из свиной кожи не держали сырости, и вот словно бы пережженные, из пробки сделанные кожимитовые подметки изломались.Иду на врага почти босиком по вязкой украинской грязи, и я не один, много нас таких идет, топает, тащится по позднеосенним хлябям вперед, на запад. В одном освобожденном нами селе вослед нам вздохнула женщина: «Боже! Боже, опять пленных ведут». Скоро переобмундирование. Зимнее. Ни в коем случае не надо брать полушубок и валенки. Полушубок за месяц-два так забьет вшами, что брось его на снег — и он зашевелится, поползет, в валенках протащись версту-две по пахоте — и вылезешь из них. Я видел дырки в размякшей пахоте, заполненные водой и темной жижей, это вновь прибывший пехотный полк вышагнул из валенок и рванул к шоссе босиком.Трупы недавнего отступления разъездило, размяло и растащило по булыжнику, покрытому серой жижей в разноцветных разводах нефти и бензина, вылившегося из подбитых танков и машин.Вот здесь-то пехота и переобулась. Обувь и портянки, как правило, остаются почти в сохранности, не то что головы, хрустнувшие, будто арбузы, — смяты, размичканы до фанерной плоскости. Портянки, как знамена иль флаги милости и пощады бойцов, белеются по всей дороге, да еще зубы, человеческие зубы; не дались колесам машин, гусеницам танков, бело там и сям из расколотых камней и в булыжных щелях.Что же это такое? Неужели ко всему этому можно привыкнуть? Можно. Но нужно ли?Ах, как зябнут ноги! Трясет, мелко трясет всего, и под шинелью, под гимнастеркой и бельем тело покрывается влагой. Поднимается температура, хоть бы заболеть и...Резко зазуммерил телефон, я нажал прилипающий к пальцам клапан и сказал:— Ну какого кому надо?А в ответ бодрый, звонкий голос, словно у пионера, рапортующего об окончании патриотической работы:— Привет, красноярский идиот!Павлуша. Кокоулин Павлуша, родом из алтайского села Каменный иль Светлый Исток. Мы сошлись с ним Павлушу определили в ближний тыл переучиваться с телефониста на радиста. Вот и явился Павлуша на передовую бодрый, отдохнувший от окопной маеты.— Ну как жизнь молодая протекает?— Жизнь-то? Молодая-то? —
30 марта 2000.
Больница
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Если бы тебе предложили предложили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы ты на ней изобразил? весна, весна! как воздух чист! весна, весна! как воздух чист! как ясен небосклон! своей лазурию живой слепит мне очи он. весна, весна! как высоко, на крыльях ветерка, ласкаясь к солнечным лучам, летают облака! шумят ручьи! блестят ручьи! взревев, река несет на торжествующем хребте поднятый ею лед! еще древа обнажены, но в роще ветхий лист, как прежде под моей ногой и шумен, и душист. под солнце самое взвился и в яркой вышине незримый жавронок поет заздравный гимн весне. что с нею? что с моей душой? с ручьем она ручей и с птичкой птичка! с ним журчит, летает в небе с ней!