Эпиграф «капитанской дочки», взятый из фольклора, настраивает нас на основную тему повести - «береги честь смолоду». уже с первых глав в произведение входит тема чести офицерского мундира и человеческого долга. так, отец петруши непременно хочет, чтобы тот служил не в петербурге, где офицеры только «мотают да повесничают», а в провинции: «нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». тема чести солдатского мундира неразрывным образом связана с любовью к отечеству, долгом перед императрицей. благословляя петра, отец напутствует его таким словами: «служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду». мы видим, что герой сделал эти слова своим жизненным кредо. в самых трудных обстоятельствах, которые, по воли судьбы, выпали на его долю, он хранил верность императрице и своей стране, потому что присягал им: «нет, - отвечал я с твердостию. - я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». даже под страхом смертной казни гринев отказывается служить пугачеву. при этом молодой герой ведет себя просто и достойно. такое поведение вызывает изумление и уважение даже у «безжалостного» бунтаря: «моя искренность поразила пугачева. «так и быть» - сказал он, ударяя меня по плечу. – …ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь». тема воинской чести в повести плавно перерастает в тему чести человеческой. ею все главные герои произведения, в том числе и «злодей» пугачев. в самом начале он заблудившимся в метели путникам – выводит гринева и савелича из пурги. за это петр дарит «мужику» свой заячий тулуп. позже, в осажденной крепости, когда мужик оказывается предводителем бунтарей, он вспоминает про этот тулупчик. оценив поведение петра, достойное и , пугачев сохраняет ему и его дядьке жизнь: «ты крепко передо мною виноват» - продолжал он; - «но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов». и еще один раз пугачев спасет гринева, проявив благородство и честь. лже-царь освободит машу миронову из плена швабрина. важно, что он сделает это не только из симпатии к гриневу, но и потому, что считает непозволительным обижать девушку, да, к тому же, еще и сироту: «кто из моих людей смеет обижать сироту? » - закричал он. – «будь он семи пяденей во лбу, а от суда моего не уйдет». пушкин показывает, что при всех недостатках пугачев ведет себя достойно, вплоть до своей смертной казни, на которой присутствовал и гринев. но писатель показывает нам не только положительные примеры. в «капитанской повести» есть и антигерой, променявший свою честь на жизнь «в тылу врага». этот герой – алексей иванович швабрин. с ним гринев знакомится в белогорской крепости. уже с самого начала швабрин ведет себя недостойно. он, будучи отвергнут машей мироновой, наговаривает на нее, порочит честное имя девушки. позже, когда крепость была взята войсками пугачева, швабрин, забыв о своем происхождении и о своей присяге, переходит на сторону казаков: «ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! проворен, нечего сказать! » а еще чуть позже, воспользовавшись своим положением победителя, алексей иванович подло мстит маше: он силой – заперев девушку в комнате и не давая ей еды – пытается добиться ее согласия выйти за него замуж. но героине даже в голову не приходит согласиться. так, вместе с образом маши мироновой, в повесть входит тема женской чести и достоинства. эта простая девушка оказывается сильной и цельной личностью, с твердыми убеждениями и принципами, которые она будет отстаивать до конца. так, маша не сдается под грубым напором швабрина - она считает, что лучше умереть, чем стать женой предателя: «а мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков алексей иванович». оставшись одна, без родителей и без жениха, арестованного по клевете швабрина, маша решается идти к самой императрице. пушкин описывает эпизод встречи девушки с екатериной ii. маша держит себя просто и искренно, но с большим достоинством: «марья ивановна встала и почтительно ее . …марья ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя». в результате судьба главных героев оказывается счастливой – они воссоединяются. на их примере пушкин показывает, что лишь честь и достоинство являются истинными и проводниками в сложных жизненных ситуациях. человек зачастую не волен распоряжаться своей судьбой, но как вести себя, каким принципами руководствоваться – этот выбор всегда остается лишь за человеком. и от того, какое решение он примет, будет зависеть его дальнейшая жизнь. повесть а.с. пушкина «капитанская дочка», на мой взгляд, именно об этом.
Andreevna_Grebenshchikova155
15.03.2022
Центральным героем повести является бывший гусар сильвио. «ему было около тридцати пяти лет… опытность давала ему… многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые… умы. какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался , а носил иностранное имя… у него водились книги, большею частию военные, да романы. он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад; зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой. главное его состояло в стрельбе из пистолета» . его окружала какая-то тайна, и, наверное, именно она была причиной всеобщего интереса к нему. другой герой (автор не называет его имени) ни в чем не уступал сильвио. это был «молодой человек богатой и знатной фамилии» . вот как о нем отзывается сильвио: «вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым он не знал счета и которые никогда у него не переводились, и представьте себе, какое действие должен он был произвести между нами… я его возненавидел. успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние… я стал искать с ним ссоры… » являясь центральным компонентом художественного текста, персонаж оказывается связанным с движением сюжетных линий, что приводит к динамичности образа. в начале повести подчеркивается равнодушие соперника сильвио: «он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. его равнодушие взбесило меня…» . в финале же заметно его смятение: «я почувствовал, как волоса стали вдруг на мне дыбом» мысль о мести не оставляет сильвио. понимание чести перевернуто для него с ног на голову: одно оскорбление не смыто кровью из-за того, что не завершена предыдущая дуэль. в конце повести автор показывает, что все же сильвио получил успокоение, для него было важно не убить соперника, а просто потешить свое самолюбие: «не буду, – отвечал сильвио, – я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. будешь меня помнить. тебя твоей совести» . сильвио не убил своего противника, но тем не менее он восторжествовал над ним, увидел его слабость. для него главным было не просто причинить зло обидчику, а увидеть его страх, растоптать, унизить его, показать свое превосходство. мощь и сила его духа не только поражают своей стихийной красотой, но и страшат красотой пугающей, разрушительной. его душа обесчеловечена гордостью. так проявляется противоречие между понятием дворянской чести, присущим конкретному времени и определенному слою людей, и общечеловеческими ценностями. удовлетворяя злое чувство, сильвио приносит горе и непричастной к конфликту жене графа. но вслед за сценой переживаний графской четы упоминается героическая смерть героя, вечно гонимого его страстями. автор разрешает все конфликты неординарным, но вполне реальным ходом. в своих произведениях а. с. пушкин учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вчем общность образов царя берендея, царя соломона и царя сулеймана