харлампий диогенович - идеальный учитель. он считал, что смех не только лечит, но и учит, поэтому использовал его в методике преподавания. учитель - веселый, жизнерадостный человек, вечно смешит детей. он знал, что , давая иронические характеристики своим воспитанникам, заставляет их измениться, стать лучше. при этом учитель не был слабым, а, наоборот, любил детей. его смех не нарушал порядок на уроке , а был его организующим моментом. таких учителей обожают ученики.
известно, что комедия николая гоголя «ревизор» была не принята общественностью россии, потому как большинство чиновников в нарисованных образах видели себя. однако, писатель не использовал прототипы. герои пьесы – плод фантазии и острой наблюдательности писателя, в результате которой оказалась высмеянной вся россия.
сюжет пьесы «ревизор» простой. из столицы в небольшой провинциальный городишко приезжает человек, не занимающий в жизни значительного поста. поселяясь в гостинице в ужасном номере, не платит за проживание, не знает, где раздобыть обед. читатель понимает, что у хлестакова нет ни гроша, зато уездные чиновники уверены в другом.«ревизор! » именно с этого слова и начинаются события, которые покажут сущность уездной жизни.
вот городничий, выбившийся из низов. теперь же он начальник: позволено не только кричать на подчиненных, а и присваивать себе казенные деньги. сквозник-дмухановский боится, что деяния раскроет «ревизор». но в мире городничих все покупается. дав взятку хлестакову, антон антонович успокаивается, теперь можно и дальше творить свои «делишки».
точно также поступают городские чиновники, отправляясь на прием к «ревизору». ведь и у них имеются изъяны, которые необходимо скрыть. ляпкин-тяпкин уже давно на должности судьи, но в его бумагах никто не разберется. взяток не берет, разве что щенками… земляника — попечитель богоугодных заведений — присваивает себе деньги, предназначенные больным, считая, что можно обойтись и без лечения. смотритель училищ боится, что в высказанных им мыслях найдется недопустимая вольность. почтмейстер читает письма, предназначенные не ему. как правило, письма не доходят до адресата.
у перечисленных героев, кроме «особых примет», много общего: чиновники жадные, завидуют тем, у кого дела идут хорошо. принося взятку «мнимому ревизору», чиновники считают, что не взятку, а просто занимают деньги. когда же читается письмо хлестакова, никто из них не желает слушать правду о себе, зато приятно унизить другого. узнав, что хлестаков – не ревизор, герои начинают ссору, но новое известие объединяет их вновь.
выходит, что старания напрасны. антон антонович называет себя «дураком», что не распознал в хлестакове никчемность, а принял его за государственного человека. городничий казнит себя, ведь за тридцать лет службы никто не смог провести, а тут какой-то пройдоха просто одурачил. раньше он смеялся над людьми, теперь окружающие будут потешаться над ним. обескуражены и другие герои, поэтому заявление о том, что приехал настоящий ревизор, становится взрывом – герои замирают в немой сцене.
гоголь был великим писателем, он умел подметить нелицеприятные стороны российского общества.
комедия «ревизор» обнаруживает « характеры». в ней вскрываются социальные язвы и общественные пороки, являющиеся порождением самодержавия. высмеиваются плуты, взяточники, казнокрады. они были показаны автором ярко и правдиво. в какой-то момент комедия превращается в обличающий документ, который критикует существующий строй.
гоголь виртуозно собирал свои наблюдения в единый художественный образ, в котором любой мог узнать черты знакомых людей. актуальность комедии обуславливалась тем, что ее сюжет был взят из жизни, а герои были знакомы каждому. автор утверждал, что в своем произведении он ничего не выдумал. «ревизор» полон намеков, позволяющих прочувствовать гоголевскую действительность. посредством высмеивания общественных пороков писатель заставляет понять всю их тлетворность, задуматься и постараться от них освободиться.
в качестве художественных приемов гоголь использует говорящие фамилии, например ляпкин-тяпкин и неприкрытые реплики героев. это позволило автору убрать маску благопристойности и вскрыть всю безобразность нечистых на руку чиновников.
особая роль в произведении отводится авторским ремаркам. «замечания для господ актеров» характеристику персонажей, выражая свое отношение открыто, либо завуалировано через портретные описания. для них также характерна ирония.
положительного героя в свою комедию гоголь не ввел намеренно. в «ревизоре» в качестве положительного начала воплощается высокий нравственный идеал автора, основа его сатиры – смех. как ни печально, жизнь доказывает, что не бывает такого ревизора, которого невозможно было бы подкупить. время идет, а созданная гоголем комедия по-прежнему не теряет своей актуальности.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Биография харлампия диогеновича из рассказа *тринадцатый подвиг геракла*
харлампий диогенович – учитель . он не отчитывает учеников, не читает им нотаций, не выгоняет из класса. вместо этого преподаватель использует беспроигрышный вариант – поднимает провинившихся учеников на смех перед всем классом. а выглядеть смешным никому не хочется. ученик, нарушивший дисциплину, понимает, насколько он смешон, и дальше уже старается не попадаться на «ловушку». свой метод учитель применил и к герою, от лица которого ведётся повествование. мальчик не сумел решить , а, придя в школу за час до начала занятий, играл в футбол, вместо того чтобы спросить у отличников, как решается . когда начался урок, в класс по ошибке заглянули доктор и медсестра. ученик решил воспользоваться случаем, и убедил врача, что сначала прививку надо делать именно их классу. после того, как все были привиты, харлампий диогенович, как обычно делал перед звонком, начал рассказ о древнегреческом герое. но оказалось, что учитель повествует о том, как один молодой человек попытался совершить тринадцатый подвиг геракла, да не от храбрости, а от трусости. вскоре стало ясно, что речь идёт о рассказчике. учитель вызвал его к доске. над мальчиком смеялся весь класс. и с тех пор он стал серьёзно относиться к выполнению .
мне кажется, отчество учителя выбрано не просто так. диоген – это древнегреческий философ. отчество «диогенович» указывает на мудрость его владельца. действительно, харлампий диогенович – мудрый учитель, который использует смех в воспитательных целях. его методу, у учеников укрепляется характер, дети учатся относиться к себе с юмором. я думаю, что харлампий диогенович, как настоящий педагог, воспитал в своих учениках самое ценное – привычку к честному исполнению взятых на себя обязательств и здоровое чувство юмора.