апастихотворение а. блока "на железной дороге" начинается с описания гибели героини – молодой женщины. к смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая.
символично название. вспомним, что "железнодорожно-трамвайной" смертью погибают в анна каренина, женщины, родину, – в стихотворении м. цветаевой "рельсы", не в "своем" трамвае, то есть в чуждом ему времени, оказался лирический герой стихотворения н. гумилева "заблудившийся трамвай". перечень можно было бы
в авторском примечании к этому стихотворению блок свидетельствует: "бессознательное подражание эпизоду из “воскресения” толстого: катюша маслова на маленькой станции видит в окне вагона нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса". однако содержание стихотворения, конечно, выходит далеко за рамки "бессознательного подражания".
в первом четверостишии блок рисует образ "красивой и молодой" женщины, жизнь которой прервалась в самом расцвете. смерть ее так же нелепа и неожиданна, как нелепо и то, что теперь она, "в цветном платке, на косы брошенном", лежит "под насыпью, во ":
бывало, шла походкой чинною на шум и свист за ближним лесом. всю обойдя платформу длинную, ждала, волнуясь, под навесом.шла спокойно, "чинно", но сколько, наверное, было в этом сдержанного напряжения, затаенного ожидания, внутреннего драматизма. все это говорит о героине как о натуре сильной, которой свойственна глубина переживаний, постоян- ство чувств. как на свидание, приходит она на платформу: "нежней румянец, круче " приходит задолго до назначенного часа ("всю обойдя платформу ").
а вагоны "шли привычной линией", равнодушно и устало "подрагивали и скрипели". в вагонах же шла своя привычная жизнь, и никому не было дела до одинокой молодой женщины на платформе. в первом и втором классах ("желтые и синие") были холодно немногословны, отгородившись броней равнодушия от остального мира. ну, а в "зеленых" (вагоны iii класса), не тая чувств и не стесняясь, "плакали и пели":
вставали сонные за стеклами и обводили ровным взглядом платформу, сад с кустами блеклыми, ее, жандарма с неюкак, должно быть, унизительны, невыносимы были для героини стихотворения эти "ровные взгляды". неужели ее не заметят? неужели она не заслуживает большего? ! но она воспринимается проезжающими в одном ряду с кустами и жандармом. обычный пейзаж для едущих в поезде. обычное равнодушие. только в стихотворении блока железная дорога становится символом современной поэту жизни с ее бессмысленностью круговорота событий, равнодушием к человеку. всеобщая обезличенность, глухое безразличие к окружающим и целых классов, и отдельных людей порождает пустоту души, обессмысливает жизнь. вот это и есть "тоска дорожная, железная" в такой мертвящей атмосфере человек может быть только жертвой. лишь однажды мелькнуло молодой женщине манящее видение – гусар с "улыбкой нежною", но, наверное, только разбередило душу. коль счастье невозможно, взаимопонимание в условиях "страшного мира" невозможно, стоит ли жить? цену теряет и сама жизнь.
не подходите к ней с вопросами, вам все равно, а ей – довольно: любовью, грязью иль колесами она раздавлена – все больно.автор отказывается объяснять причины гибели молодой женщины. мы не знаем, "любовью, грязью иль колесами она раздавлена". автор предостерегает нас и от излишних вопросов. коль были к ней при жизни равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и бестактное участие.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Особенность композиции рассказа(кусака л.н.андреев)
ответ:
объяснение:
характеризуя образ кусаки, л. h. андреев использует различные приемы:
описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным.
состояние природы автор соотносит с чувствами и переживаниями собаки. природа становится действующим лицом произведения, передает настроения кусаки . когда кусака одинока-в природе всё мрачно; холод, слякоть, дождь;
состояние потерянности у животного описания уходящего лета: "дождь то принимался идти, то утихал", "пространство между почерневшею землёй и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками", "солнечный луч, жёлтый и анемичный", "шире и печальнее стала туманная осенняя даль". в этом эпизоде кусака сопоставляется с дурачком илюшей, над которым смеются люди и который также не понят и одинок.
когда же кусака любит и любима, то и вокруг- солнце, тепло, цветущие яблони и вишни.
французский писатель антуан де сен-экзюпери в повести "маленький принц" говорил о том, что люди в ответе за тех, кого они приручили. те добрые люди, о которых говорится в рассказе л. андреева "кусака", с этой истиной незнакомы. их безответственность, их неумение и нежелание принять на себя ответственность за тех, кого они приручили, на дорогу, ведущую к злу.