До Лермонтова в русской поэзии не было художественного воплощения образа «духа зла» (за исключением известного стихотворения А. С. Пушкина «Демон»). В мировой же литературе традиция произведений о сверхъестественном существе, отпавшем от Бога, представлена широко и восходит к библейской легенде о возгордившемся ангеле, свергнутом с неба за свой бунт против божественной власти.
Новый всплеск интереса к этому персонажу приходится на конец ХVIII -начало XIX века, то есть совпадает с периодом возникновения в западноевропейской культуре романтизма. Почему тема духа зла оказалась в этот период столь привлекательной для писателей? Возможно, причина в том, что образ демонического существа представлялся удобной художественной формой, наиболее подходящей для того, чтобы описать личность нового типа, выдвинутую эпохой всеевропейского переустройства политического и социального бытия.
Новый герой (герой-романтик) - это свободная и мятежная личность, не зависимая ни от Бога, ни от природы, ни от общества. Он одинок, разочарован в окружающей его действительности и противопоставлен своему окружению.
В психологическом плане это индивидуалист и скептик, великолепно знающий слабые стороны людей. Он наделен огромной моральной силой к высоким страстям, но никогда не обретает счастья, не достигает внутренней гармонии. Презирая ложь, притворство, мелкие страсти, ничтожные цели, господствующие в светском обществе, герой-романтик бежит от него в иную, более созвучную его внутреннему состоянию среду.
Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицаемому миропорядку, — эта центральная тема европейского романтизма - звучит и в лермонтовской поэме «Демон», подводящей итог развития этого литературного типа, как в творчестве поэта, так и в русской литературе предшествующего периода; она выражена в словах героя: «Я царь познанья и свободы». В поэме устами Демона осуждается уже не светская чернь, не современное общество, а весь мир людей в целом, «ничтожная земля», где нет «ни истинного счастья, ни долговечной красоты», где «не умеют без боязни ни ненавидеть, ни любить».
Повествованию о трагической любви «духа зла» к земной красавице-грузинке предпослано вступление, в первой части которого Демон предается элегическим воспоминаниям об «утраченном рас», о тех днях, когда он жил в гармонии с природным бытием,
...когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним...
Вторая часть изображает безрадостную жизнь «падшего ангела», одиноко блуждающего в «пустыне мира без приюта», наблюдающего однообразную череду сменяющих друг друга веков. Автор рисует картины сказочно прекрасной кавказской природы, своего рода «земного рая», - Демон взирает на них равнодушно:
Презрительным окинул оком
Творенье Бога своего,
И па челе его высоком
Не отразилось ничего.
«Святыня» красоты и добра напоминает о себе герою в тот момент, когда он встречает Тамару. Любовь к ней заставляет Демона вспомнить «о прежнем счастье», об утраченной гармонии, которую он знал, живя в согласии с миром и Богом. Вспыхнувшее чувство к прекрасной княжне «вдруг заговорило родным когда-то языком» любви. Любовь заставляет Демона отречься от гордых дум», он готов устремиться к высоким идеалам, примириться с Небесами. Герой вступает в стены монастыря, куда удалилась Тамара после трагической гибели жениха,
..любить готовый, С душой, открытой для добра... Однако первое же испытание - встреча с ангелом-хранителем Тамары - пробуждает в душе изгнанника «старинной ненависти яд». Его чувство, которое он с жаром высказывает в речах, обращенных к Тамаре, эгоистично и лукаво. Демон знает, что девушка, поддавшись его уговорам, навеки лишит себя вечного блаженства в раю. Кроме того, он вольно или невольно обманывает княжну, уверяя ее в готовности изменить свою природу:
Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться...
Попытка героя очеловечиться, освободиться от уз индивидуализма, избавиться от одиночества обречена па неудачу. Тамара гибнет от его поцелуя, и Демон не в силах противостоять ангелу, который несет ее душу в рай. В конце поэмы «побежденный» Демон проклинает свои «безумные» мечты и навсегда отстраняется от мира людей:
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..
Презрение к миру, гордыня и эгоизм губительны для души, обаяние индивидуализма обманчиво, путь отрицания приводит, в конечном счете, к самоотрицанию, к духовному небытию - таков смысл романтического иносказания М.Ю.Лермонтова.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
91 ! ! ! заранее ! сочинения на тему "последний дюйм" взаимоотношения между отцом и сыном. не пересказ текста, а именно сочинение! ответ должен быть не больше, чем на две страницы тетрадного листа.
героями новеллы дж. олдриджа «последний дюйм» являются летчик бен и его десятилетний сын дэви. непросто складываются отношения отца и сына, которые не виделись и не общались долгое время. можно предположить, что родители десятилетнего дэви не любили друг друга. их союз был, скорее всего, попыткой двух человек уйти от одиночества; вскоре после рождения мальчика семья распалась. каждый вернулся к своим привычным делам и заботам. мама джоанна, имя которой только упоминается несколько раз в тексте, уехала к себе домой и зажила «приличной жизнью, достойной приличной женщины». папа бен, лишившийся возможности зарабатывать на жизнь профессией летчика, занимался подводными съемками акул. казалось, все должны быть счастливы. все, кроме дэви, маленького беззащитного мальчика. встретившись после долгой разлуки, отец и сын не могут найти общий язык. трудно утверждать, что именно было этому причиной. скорее всего, нежелание отца обременять себя лишними проблемами, вникая в тонкую детскую психологию. о чувствах бена мы узнаем из многочисленных монологов-размышлений. отец осознает, что его сын глубоко несчастен. дэви — одинокий, неприкаянный ребенок, «который в десять лет чувствовал, что мать им не интересуется, а отец — посторонний человек, резкий и немногословный, не знающий, о чем с ним говорить в те редкие минуты, когда они были вместе». отец не стремится найти общий язык с ребенком, искренне считая, что время воспитания упущено. да и воспитанием сына должен был заниматься вовсе не он, а жена: «джоанне следовало постараться, чтобы мальчик рос живым и веселым». сын ведет себя соответствующим образом. он замыкается в себе, а если о чем-то и спрашивает, то «голос у него сразу становился угрюмым: он заранее ожидал резкого ответа». отношения отца и сына переходят на качественно новый уровень только после кровавой трагедии, ставшей настоящим испытанием человеческого духа. бен давно знал, что с природой шутки плохи, а занимаясь подводной съемкой акул, необходимо быть предельно осторожным и внимательным. оплошность стала роковой: весь израненный акулой, он кое-как выбрался из воды, обливаясь кровью, теряя сознание. жизненные силы покидают его. и вот здесь-то бен осознает, что даже важнее его собственной жизни для него сейчас жизнь вот этого мальчика, еще недавно так раздражавшего его: «если он умрет, мальчик останется один, а об этом страшно даже подумать. это еще хуже, чем его собственное состояние. мальчика не найдут вовремя в этом выжженном начисто краю, если его вообще найдут». но и дэви в этой трагической ситуации раскрывается перед отцом совершенно с другой стороны. это уже не тот тихий и застенчивый мальчик, сжимающийся от каждого резкого окрика отца. пережив ужас при виде израненного бена и страх от мысли, что они не смогут выбраться из акульей бухты уже никогда, он вдруг, возможно, неожиданно даже для себя, становится способным на поступки, которые и взрослым порой не под силу. он перевязывает раны отцу, тащит его до самолета, ему забраться в кабину. бен слышит ярость в голосе сына, и это удивляет его еще больше: «неужели можно жить с сыном и не разглядеть его лица? » а вот у бена, наоборот, откуда-то взялась мягкость, нежность к сыну. ведь только так он мог сказать мальчику о самом главном: вести самолет придется ему. и вместе они преодолевают все трудности: трудный путь из акульей бухты до города и не менее трудный путь друг к другу. десятилетний мальчик спасает свою жизнь и жизнь отца. в сердце бена просыпается любовь к сыну и желание преодолеть «последний дюйм, который разделяет всех и вся». «последний дюйм» — название произведения и символ человеческого непонимания, невнимания, отчуждения родных людей, неспособности найти общий язык. выражение «последний дюйм» первый раз встречается в диалоге отца и сына, происходящем во время полета на самолете. бен объясняет дэви, как правильно рассчитать расстояние до земли во время приземления. , что это расстояние обязательно должно равняться шести дюймам. если взять выше, то можно при посадке повредить самолет, а слишком низко — можно перевернуться. «все дело в последнем дюйме», — подчеркивает бен, но дэви уже это знает. когда они с отцом брали машину напрокат, один из учеников неправильно рассчитал расстояние, попал на кочку: самолет перевернулся, а летчик погиб. так и в человеческих отношениях: необходимо вовремя и точно преодолеть последний дюйм, для того чтобы обрести любовь, уважение и взаимопонимание. на мой взгляд, бен легко преодолеет последний дюйм, «доберется до самого сердца мальчишки» и не только потому, что он когда-то был мастером своего дела. бен искренне и преданно любит сына, а любовь всегда преодолевает все преграды на своем пути.
надеюсь этого хватит