Особое место в поэме Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» занимает образ автора. Он настолько тесно переплетен с образом главного героя, что иногда их трудно отличить друг от друга. Автор дает оценку своему герою, говоря, что они похожи между собой.
Именно с образом автора связаны все лирические отступление, в которых выражается отношение к войне. Хотя голос повествователя слышно в каждой главе поэмы, лицо автора ярко выражено в главах «О себе» и «От автора». В этих главах, которые имеют важное композиционное значение, отражены мысли автора касательно героя и его места на войне. Авторские отступления отличаются своей задушевностью и лиризмом. Здесь нет конкретных военных действий, наполненных динамикой, здесь присутствуют актуальные во военного времени, на которые пытается ответить автор. Это позволяет рассмотреть войну с разных сторон, дать ей объективную оценку.
Автор обращается к шинели, к женщинам, к снаряду и другим предметам. Но главное – он обращается к Родине. В главе «О себе» звучит тема малой родины, которую так ценит автор. Мысли повествователя и Василия Теркина звучат воедино. Автор не случайно делает главного героя своим земляком. В главе описываются картины красот родного автору края. Он искренне восхищается природой и тем местом, в котором родился.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Напишите сочинение в жанре автобиографического рассказа аж надо
Поэма “За далью – даль”, за которую А. Т. Твардовскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А. Т. Твардовского. Она состоит из 15 небольших глав.
Основной мотив поэмы – мотив дороги. Лирический герой отправляется на поезде в путь по родной страны. В самом начале произведения мы узнаем, что этот путь через Урал и Сибирь он задумал давно.
Лирический герой вспоминает войну, разруху и хочет посмотреть на новую, отстроившуюся за мирные годы страну.
Путешествие
дает возможность лирическому герою посмотреть новые места, ощутить чувство сопричастности с другими людьми, пробуждает творческое вдохновение. Характерной особенностью поэмы является присутствие иронической интонации. “Преодолел, взошел на гору И отовсюду виден стал. Когда он всеми шумно встречен, Самим Фадеевым отмечен, Пшеном в избытке обеспечен, Друзьями в классики намечен, Почти уже увековечен”, – так пишет А. Т. Твардовский о своем лирическом герое.
Достигнув славы, человек не должен оторваться от реальности, от общения, от развивающейся жизни. Герой поэмы признается, что
край, где нет его, ощущает как потерю. Он торопится жить, стремится везде поспеть.
Путешествие в становится мощным стимулом для воспоминаний – путешествий во времени.
Первым крупным событием поездки становится встреча с Волгой: ” – Она! – И справа, недалеко, Моста не видя впереди, Мы видим плес ее широкий В разрыве поля на пути”. Волгу русский человек воспринимает не только как реку. Это одновременно и символ всей России, ее природных богатств и А. Т. Твардовский не раз подчеркивает это, описывая радостное волнение героя и его попутчиков при встрече с матерью русских рек. В Волгу издавна смотрятся кремлевские стены, главы и кресты соборов и обычные деревеньки. Даже растворившись в океанских водах, Волга несет в себе “земли родимой отраженье”. Патриотическое чувство лирического героя переносит его в памятные военные годы, тем более что его сосед по купе воевал за эту Волгу под Сталинградом.
Таким образом, любуясь видом на реку, герой поэмы восхищается не только природными красотами русской земли, но и мужеством ее защитников.
Воспоминания переносят лирического героя на его малую родину – в Загорье. Память детства характеризует жизнь в этом краю как скудную, негромкую, небогатую. Символом тяжелого, но честного и нужного людям труда в поэме становится образ кузницы, которая стала для молодого человека своеобразной “академией наук”.
В кузнице “рождалось все, чем пашут ниву, Корчуют лес и рубят дом”. Здесь же велись интересные разговоры, из которых складывались первые представления героя о мире. Через много лет он видит “кувалду главную Урала” в работе и вспоминает родную, с детства знакомую деревенскую кузницу.
При сопоставления двух художественных образов автор соотносит тему малой родины с разговорами о судьбе всей державы. Композиционное главы “Две кузницы” при этом расширяется, а поэтические строки достигают максимального эффекта художественного обобщения. Образ Урала заметно укрупняется. Ярче воспринимается роль этого региона в индустриализации страны: “Урал!
Опорный край державы, Ее добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец”.
Галерею областей и регионов родной земли продолжает Сибирь. А лирический герой вновь погружается в воспоминания о войне, о детстве, затем разглядывает с интересом своих попутчиков. Отдельные строки поэмы обращены к соратникам по перу, псевдописателям, которые, не вникая в суть событий, пишут по заказу производственные романы по одной и той же основной сюжетной схеме: “Глядишь, роман, и все в порядке: Показан метод новой кладки, Отсталый зам, растущий пред и в коммунизм идущий дед”.
Твардовский выступает против упрощений в литературном труде. Он призывает не подменять изображение подлинной действительности дежурными схемами и шаблонами. И вдруг монолог лирического героя прерывается неожиданным возгласом.
Оказывается вместе с поэтом в том же купе едет его редактор, который заявляет: “И в свет ты выйдешь, как картинка, Какой задумал я тебя”. Этот комический сюжетный ход автору поднять наболевшую для него проблему. Ведь сам А. Т. Твардовский, как известно, был не только поэтом, но и долгое время возглавлял один из лучших советских журналов – “Новый мир”. На проблему взаимоотношений автора и редактора он имел возможность посмотреть с обеих сторон.