Главная тема стихотворения
В основе данного произведения, написанного в период стремления Лермонтова снизить напряжение и отчужденность между собой и окружающим его миром, лежит тема, являющаяся центральной для всего его творчества – чувство одиночества, свободы и отстраненности от всех происходящих вокруг него событий. Мотив одиночества и обездоленности пересекается с мотивами тоски и пылкой любви к родной земле, которая совсем не готова отвечать поэту взаимностью, она подобно ветреной женщине непостоянна и изменчива, а любовь её зыбка и призрачна.
В стихотворении изображены страдания и душевные переживания лирического героя, которого вынудили стать изгнанником и покинуть родные для него края.
В основе стихотворения, имеющего вид диалога поэта с «тучками, небесными странниками», лежат три строфы и две основные части, существующие на базе использованного автором сравнительного метода. Поэт сравнивает тучи, которые гонит бездушный ветер, со своей судьбой, такой же изменчивой и непредсказуемой, закидывающей его в такие места и дали, что он и не может себе представить. Душа лирического героя полна умиротворения и спокойствия, он отстранен и абстрагирован от всего происходящего, покоряется судьбе предначертанной ему свыше и воспринимает окружающей его мир как нечто чуждое и враждебное. Сейчас он абсолютно свободен, наполнен чувством спокойствия и гордого одиночества, однако все может измениться в любой момент и он подобно тучам, будет отнесен безжалостным ветром судьбы «с милого севера в сторону южную (из Петербурга на Кавказ).
Мастерски изображенные образы туч «вечных странников» создают особое пронзительное звучание основного мотива изгнанничества и бесприютности: не существует на свете такой силы, которая могла бы прекратить вечный и беспрерывный бег одиноких туч по небосклону. Лирический герой ощущает себя таким же бездомным изгнанником, вынужденным постоянно одиноко брести по свой жизненной дороге в поисках счастья.
Структурный анализ стихотворения
При написании стихотворения Лермонтов использовал такой стихотворный размер как четырехстопный дактиль и трехсложная стопа с ударением на первом слоге, применена перекрестная рифмовка, характеризующаяся яркостью и поэтическим богатством (южною - жемчужною, открытая - ядовитая). Произведение приобретает яркую насыщенность и выразительность благодаря использованию таких художественных средств выразительности как эпитеты (степь лазурная, милый север, цепь жемчужная), метафорические эпитеты (нивы бесплодные, тучи свободные, вечно холодные), метафоры одушевления (кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, нивы наскучили), приемов олицетворения (тучи-странники), анафоры (повторение группы слов или фраз в начале или в конце строфы).
Данное произведение имеет глубокий философский подтекст, который заключен в идеи разобщенности человека и окружающей его природы. Данная мысль подтверждается наличием в стихотворении неясных противопоставлений таких как: природа и гонимый властями поэт-скиталец, холодность и полное безразличие туч – страдания и муки лирического героя, пламенность его чувств. Люди разучились жить в гармонии и мире с природой, они полны мирских забот, не в силах забыть обиды, умерить свои страсти и желания, поэтому, никогда не смогут подняться как вечные странники тучи на недосягаемую высоту и абстрагироваться от проблем бренного мира.
Объяснение:
Объяснение:
В "Капитанской дочке" А. С. Пушкина картина
Пугачевского восстания показана как стихийный
крестьянский бунт.
Пушкин написал свой исторический роман в форме
мемуаров. До Пушкина эта тема считалась запретной,
и ее изображение было достаточно однобоко.
Традиционно личность Пугачева воспринималась как
отрицательная, ведь он “злодей”, “убивец”, “душегуб”.
Пушкин провел глубокое историческое исследование и
пришел к выводу, что для многих людей Пугачев был
настоящим царем-батюшкой, народным заступником.
Перед его моральной силой преклонялись не только
крестьяне, казаки, беглые каторжники, но и дворяне,
представители противоположного лагеря, для которых
Пугачев был не кто иной, как самозванец и преступник.
Поэтому автор в своей повести большое внимание
уделяет человеческим качествам бунтаря, раскрывает
лучшие черты русского характера в образе Пугачева.
Впервые он совместил различные точки зрения на
одни события и одну и ту же личность.
Образ "великого государя"многогранен:
Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив,
то мудр, то отвратителен, то всевластен,
то зависим от окружения.
Рассказчик Петруша Гринев - непосредственный
участник событий и свидетель истории.
Он лично знаком с Пугачевым и не может не
рассказать о нем и его окружении.
Как дворянин Гринев принимает восстание как
бессмысленный бунт, рассказывает о расправах
пугачевцев, например, о расправе в Белогорской крепости.
Но вместе с этим он говорит о широкой душе
Пугачева, благородстве: три раза помиловал его Пугачев,
избавил его невесту от надругательства Швабрина.
Он живет по пословице "долг платежом красен" .
Пугачев предстает перед читателем как антипод Гринева.
Он и враг ему и друг.
Когда Пугачев предлагает Гриневу служить ему,
Петр отказывает потому, что уже дал присягу
императрице. Он считает, что долг и офицерская честь-
превыше всего.
Его устами автор говорит: "Не приведи бог видеть
русский бунт, бессмысленный и беспощадный!"
Пугачев - это разрушение и гибель.
Образ "великого государя"многогранен:
Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр,
то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения.
Он связан не только со страшными событиями
екатерининской эпохи, но и с полувымышленными
событиями пушкинской повести; зависит не только от
расстановки социальных сил, но и от расстановки
сил сюжетных.
Характер Пугачева раскрывается по ходу повествования.
Сначала мы видим его то ли беглым каторжником,
то ли пропойцей, "мужичком" в пророческом сне
Гринева.
Пушкинский герой решителен, суров и великодушен.
Он борется не за себя, а за народ, чтобы облегчить
его жизнь.
Перед Гриневым он не таится, почти прямо говорит,
что он самозванец.
Пушкин последовательно соотносит образ народного
вождя с образами дворянских генералов, с образами
"людей из толпы", даже с образом Екатерины II,
но главное сопоставление - все-таки с образом
Петруши Гринева, обычного человека,
действующего в великой истории.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Нужен краткий пересказ сказки " умная внучка "
Как то раз пришлось старику и старухе на базар ехать.А что делать?Щи не сварены,животные не покормлены.Как быть?Тут Дуня сказала:
Вы не волнуйтесь,я все сделаю,мне уже 7 лет!Это много!
Старуха и старик положились на свою внучку.
Когда вернулись всё было готово,Ну,думают теперь заживём!
Только вскоре заболела и померла старушка.Пришлось старику жить с Дуней вдвоём.
Дуне заботилась о дедушки,делала все дела по дому.
Как то старику надо было уехать в город.По пути он встретил богатого попутчика.Наступила ночь. Они остановились на ночлег.У старого была кобыла,у богатого-мерин.ночью у старика кобыла жеребёнка.Лег жеребёнок по телегу богатого.Будет с утра пораньше богатый старика и говорит:
-Смотри-ка!У меня мерин жеребёночка родил!Под моей телегой-значит мой!
Спорили они долго что дело дошло до царя.
Стал старик оправдыватся.Да то царь не простой решил задать им сначало 4 загадки.Что на свете быстрей?Что всего мягче?Что всего жирней?И что всего милей?
Опечалился старик думает и в жизни не решить ему загадки эти!
А богатый пошел к жене и получил ответы.
А дедушка пришел сидит и плачет.
-Что плачешь,дедушка?
-Мне богатый жеребёнка отдавать не хочет.Дошло дело до царя.Царь задал не решимые загадки.Что на свете быстрей?Что всего мягче?Что всего жирней?И что всего милей?
-Легкие загадки!быстрее всего ветер,мягче рука,жирнее земля,милей сон.Пади к царю и скажи ему всё это!
Так и было,богатый дал свои ответы,старик свои.
Царь спрашивать:
-Тебя научили или сам догадался.
-Научили-говорит старик.
-Если твоя дочь умна,то пусть соткёк мне одеяло шелковое из этой нитки.
приходит дед и снова плачет.Внучка говорит:
Слушай.иди к царю и говори:пусть он найдет такого мастера который который из прутика от веника сделает нам веретено!
Так и поступил дед.
Дал царь старику полтораста яйици говорит:
-Выведи мне полтораста цыплят к завтрему утру.
Старик все рассказал внучке,а внучка:
-скажи царю что бы его слуги для наших цыплят дали нам одноденное зерно!
Так и поступил старик.
А пришел к царю а ему царь:
-если твоя дочь так хитра так пусть завтра придет не пешком, не на лошади, не голая, не одетая, не с гостинцем, да и не без подарочка! !!
Дочка все поняла и одела сеть,попросила деда купить ей перепелку живую и зайца.И на следующий день поехала она в сети на зайце в руках держит перепёлку.приехала она к царю.царь удивился ей и спрашивает:
-Откуда вы берёте еду?
-Я ловлю рыбу на сухом берегу.И горстями уху варю.сказал дочь.
-где это видано что рыба на сухом берегу плавает?как уху горстями варить?ты глупа а не умна!
-а где это видано что бы мерин жеребёнка родил?
-ах ты язва!
Дед понял:дело плохо схватил внучку посадил в телегу и покатили они.за ними в погоню побежал царский пес.дед ударил кнутом пса.пес упал на землю.тут дедговорит:
-Никому,никому тебя не отдам!
Надеюсь хотя получился пересказ не кратким.Уберитеесть надо что нибудь)надеюсь хоть чем то