Потому что маленький человек - это как раз-таки то самое средство, орудуя которым автор произведения может показать его приближенность к реальному миру. Выделяя особенным "оттенком" какую-то деталь, он заостряет наше внимание на том, что этот "маленький" человек, действительно мал настолько, что им, его чувствами, его желаниями, стремлениями и мыслями, может управлять какая-либо вещь или процесс, например, бессмысленное накопительство или шинель, как в одноименной повести Гоголя.
joini09
09.11.2022
В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса «На дне» занимает особое место. Писатель показал в ней жизнь изгоев, людей, разорвавших связи с обществом и начисто отвергнутых им. На мой взгляд, очень интересно то, что вековечный философский спор о человеке ведут не утонченные представители интеллигенции, а люди с самых нижних этажей жизни, разутые и раздетые, голодные и лишенные всех прав. Они обсуждают духовные, социальные и этические проблемы, которые в пьесе приобрели предельную глубину и напряженность. Обитателей ночлежки не оставляют равнодушными проблемы добра и зла, свободы, совести, чести, счастья, жизни и смерти. Все это их интересует в связи с еще более важной проблемой: что такое человек, для чего он появляется на землю, в чем смысл его жизни? Я думаю, что именно в остром столкновении идей следует искать своеобразие пьесы «На дне».Споры, страстное и эмоциональное обсуждение вопросов, волнующих человека, позволяет сделать довольно точное заключение о его характере, о тех чертах, которые обычно бывают скрыты. Как живые, реальные люди предстают перед нами мрачный фаталист и скептик Бубнов, странник-утешитель Лука, проповедник правды и величия человека Сатин и другие, За каждым из них стоит целая система моральных и этических взглядов. По-видимому, не знали и не читали Ницше и Шопенгауэра, Толстого и Достоевского — реальные противоречия реальной жизни заставляют их мучительно искать объяснение тому положению, в котором они оказались.В пьесе резко сопоставлены образы героев, их мысли, чувства и переживания. Острые диалоги захватывают внимание читателя, создают атмосферу напряженности и конфликтности. Горький употребляет яркие, емкие слова для выражения главной идеи — о назначении Человека.Понятие «человек» открывается в творчестве писателя разными гранями, даже в тех произведениях, где, как и в пьесе «На дне», внимание сосредоточено на темных сторонах жизни. Характерной особенностью пьесы является то, что в ней особенно громко звучит гимн Человеку, как бы в противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности.Литература прежних лет, изображая «маленьких» людей, униженных и оскорбленных, выражала глубокое сострадание к ним. Но когда люди перестают быть «маленькими», одной жалости к ним становится недостаточно. Мне кажется, что образ странника-утешителя Луки введен отчасти и для того, чтобы подчеркнуть эту мысль. До сих пор образ этого «апостола утешающей лжи» вызывает бурные споры. Кто он — положительный герой или отрицательный, жалеет он людей или равнодушен к ним, стремится исцелить их утешениями или преследует другие цели? Я согласна с точкой зрения Б. Бялика, что в самой постановке вопроса таится ошибка, «непонимание всей сложности и глубины горьковской пьесы. Дело не в том, жалеет ли Лука людей (конечно, жалеет), и хочет ли им своими утешениями (конечно, хочет), а в том, как он понимает людей, как оценивает человека».С одной стороны, Лука видит человека в каждом обитателе ночлежки. Но вместе с тем подобная жалость подразумевает бессилие что-либо изменить в жизни. Утешения Луки поддерживают иллюзии, которыми живут персонажи пьесы, пытаясь отгородиться от окружающей мерзости. И действие «сказок» Луки чем-то напоминает наркотики: они не излечивают недуг, но позволяют человеку на какое-то время уменьшить боль, почувствовать себя лучше.Все это чувствует и понимает Сатин. Я думаю, что именно поэтому он говорит: «Он (Лука)… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Знаменитый монолог Сатина: «Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Чело-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью, уважать надо!» — является реакцией на мировоззрение Луки. Утешающей и примиряющей лжи Горький противопоставляет веру в свободного Человека, которому необходима только правда, какой бы суровой она ни была.Таким образом, идейно-художественное своеобразие пьесы М.Горького «На дне» обусловлено мировоззренческими проблемами. На их основе строится сюжет, выражается позиция автора. Изображая в предельно суровых тонах российскую действительность, ломающую людей, причиняющую им горе и страдание, Горький упорно «собирал мелкие, редкие крохи всего, что можно назвать необычным — добрым, бескорыстным, красивым», стремился выявить в душе самого «уничтоженного» человека неуничтоженные задатки или остатки человечности. Творчество М. Горького полно любви к человеку и боли за него, за все его унижения. И вместе с тем писатель выражает веру в счастливое будущее человечества.
menametov
09.11.2022
Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.
Михаил Михайлович Зощенко был сыном потомственного дворянина, художника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Иосифовны, увлекающейся до замужества актерским искусством и литературой. Родился будущий писатель и сатирик 10 августа 1894 года в Петербурге.
С ранних лет мальчик, вторя своей матери, заинтересовался литературой. Первые «пробы пера» , как вспоминает сам Зощенко, были сделаны еще в семилетнем возрасте, а первый рассказ «Пальто» появился уже в 1907 году. Краткий пересказ история болезни Зощенко Окончив гимназию в 1913 году, Михаил Михайлович поступает на юрфак Петербургского университета, но, не закончив даже первый курс, уходит добровольцем на фронт. Во время первой мировой Зощенко командует батальоном, становится кавалером Георгиевского ордена, был ранен, а также отравлен вражескими газами, приведшими к серьезной болезни сердца. Вернувшись в Петербург, Зощенко напишет ряд рассказов («Мещаночка» , «Маруся» , «Сосед» и др. ) После революции Михаил Михайлович занял сторону большевиков. Начало 20-х годов стало для писателя самым сложным периодом в его жизни. Ранения и болезнь сердца давали о себе знать. Плохое самочувствие усугублялось постоянными поисками заработка. В этот период Зощенко сменил несколько специальностей, начиная от сапожника и актера и заканчивая милиционером. Тем не менее, его литературная жизнь в этот период «бьет ключом» . В 1919 года Зощенко посещает творческие лекции, которые ведет К. И. Чуковский. В этот же период пишет первые опубликованные рассказы: «Война» , «Рыбья самка» , «Любовь» и др. После их выхода Зощенко получил огромную популярность среди советских граждан. Его рассказами зачитывались на работе, дома, его цитировали, превращая некоторые его строки в «крылатые фразы» . Получив от поклонников тысячи писем, Зощенко приходит мысль объединить все эти письма в одну книгу, в которой, как ему казалось, он сможет показать истинную «живую» страну, с различными её мыслями и переживаниями. Но книга, опубликованная в 1929 году, не вызвала у читателей никаких эмоций, кроме разочарования, так как они в очередной раз ждали от Зощенко чего-то смешного и интересного.
В 30-е годы писатель путешествует по Советскому союзу, видит, как обращаются с заключенными в лагерях, что откладывает на ранимой психике Зощенко сильный отпечаток. Краткий пересказ история болезни Зощенко Дабы избавиться от гнетущего чувства, Михаил Михайлович пишет «Возвращенную молодость» , повесь, вслед за которой публикует в 1935 году произведение «Голубая книга» . Последнее произведение вызывает бурю негативных отзывов в высших кругах, отчего писателю дают понять, что он не должен выходить за дозволенные рамки. С этого времени творчество Зощенко выражается только публикациями в детских изданиях «Еж» и «Чиж» .
После постановления правительства 1946 года, Зощенко, как и многих других его талантливых современников, начинают всячески травить, что приводит к обострению психического заболевания, мешающему Михаилу Михайловичу нормально работать.
Скончался любимый сатирик советских граждан в июле 1958 года. Краткий пересказ история болезни Зощенко Ничто так не размягчает сердца, как сознание своей вины, и ничто так не окаменяет его, как сознание своей правоты.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Подумайте, почему в изображении маленького человека особую роль играет бит, предметная деталь.
Выделяя особенным "оттенком" какую-то деталь, он заостряет наше внимание на том, что этот "маленький" человек, действительно мал настолько, что им, его чувствами, его желаниями, стремлениями и мыслями, может управлять какая-либо вещь или процесс, например, бессмысленное накопительство или шинель, как в одноименной повести Гоголя.