рассказ начинается с описания гавани: “звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извозчих ” далее автор описывает появление в гавани челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого вора. чтобы пойти на очередное “дело”, он ходил по гавани и искал своего поплечника мишку, но сторож сказал, что мишку увезли в больницу. но тут челкашу попадается парень: “широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами”. этого молодого парня звали гаврила. поговорив с ним, челкаш приходит к выводу, что гаврила сможет заменить мишку. челкаш предлагает гавриле работу. но на вопрос “какую? ” челкаш ответил:
— рыбу ловить поедем. грести
гаврила соглашается, ничего не подозревая. и, оказавшись в море, он, захваченный чисто практическими интересами, “чувствует себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой”. вор челкаш все еще не потерял светлой “памяти, этого бича несчастных”. поэтому он “любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха”. но все-таки великая сила природы противостоит, хотя по-разному, ночной жизненной практике обоих героев.
после “дела” челкаш дал гавриле несколько “бумажек”. но гавриле нужны были все деньги, и он, обняв ноги челкаша, просит отдать ему все деньги:
— дай ты мне эти деньги! дай, христа ради! что они
челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, оттолкнул гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в гаврилу бумажки.
— на! — крикнул он злобно.
но потом, выслушав рассказ о замыслах гаврилы: “ хвачу я его — тебя — денежки — себе”, сказал:
— дай сюда деньги!
отобрав их, он пошел прочь.
ради денег гаврила готов был пойти и на преступление. что он благополучно и сделал, пробив голову челкашу камнем. но денег не взял, испугавшись самого себя, убежал.
и заканчивается рассказ тем, что челкаш прощает гаврилу и отдает ему деньги.
для начала скажу, что «челкаш» – один из первых горьковских рассказов, написан он был в ранние 90-е годы. отличается он вот какими деталями, но сразу скажу, что они относятся к разряду характерных особенностей творчества горького. это такие детали как: тяга героя к какой-то неведомой и абсолютной красоте (в данном случае к морю) и истолкование авторского представления отчуждения личности от мира. следует отметить, что каждый рассказ у горького отражает особую судьбу и психологию. в данном рассказе мы видим судьбу бывшего военного офицера, опустившегося на дно жизни. четко прорисован его психологический портрет. но вот основная деталь: главный герой несет в себе разорванные между собой, противоположные человеческие начала. эта деталь позволяет нам понять цель творческого поиска писателя на этом этапе его развития. горьким, в силу его убеждений – деление людей на «мошек с кишками» и самых «лучших, сложных, интересных» существ на свете, наблюдались в личности неразвитые способности и странные побуждения. основным же стремлением автора было поставить героев в такую ситуацию, в которой ярко проявлялись врожденные человеческие устремления. по этим устремлениям и по тому, каким способом они выражались и определялось кто – «мошка с кишками», а кто – самое «лучшее, сложное, интересное» существо на свете. в нашем рассказе устремления и способы такие – челкаш для того, чтобы напиться ворует, гаврила, чтобы создать своё хозяйство, построить дом, завести семью – топчет свою гордость, свое самолюбие и совершает покушение на убийство. в «маленькой драме» на «пустынном берегу» мы как раз и наблюдаем ту ситуацию, в которой ярко проявляются все человеческие качества. ее итогом было вот что: не у кого не вызывает сомнений тот факт, что горькому были не чужды моральные нормы гуманизма. делаем вывод – что такое хорошо и что такое плохо он знал… причем лучше, чем мы с вами. а тут попробуйте ответить себе на вопрос: кто олицетворял «мошку с кишками», а кто – самое «лучшее, сложное, интересное» существо в жизни, описанной в рассказе? ответили? или затрудняетесь ответить? не можете прийти к однозначному решению? ну вот видите – в этом-то и была «болезнь души» писателя – нерешаемая дилемма мучила его – нельзя однозначно ответить – кто есть человек в целом. в этом рассказе горький и дал нам почувствовать, что в каждом из нас есть черты «мошки с кишками» и одновременно – мы – самые «лучшие, сложные, интересные» существа на свете.
городничий (антон антонович сквозник-дмухановский) – глава уездного города, в котором происходит действие комедии.
г. – «постаревший на службе и не глупый, по-своему, человек…черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов».
в начале пьесы г. получает и зачитывает своим подчиненным письмо, в котором сообщается «пренеприятнейшее известие»: «к нам едет ревизор». эта весть сильно испугала чиновников. г. в страхе отдает приказание «обустроить» город к приезду ревизора (выгнать лишних больных из больницы, в надлежащий вид преподавателей в училищах, прикрыть заборами недостроенные здания и т.д.) он предполагает, что ревизор «приехал и живет где-нибудь инкогнито». помещики добчинский и бобчинский находят этого «инкогнито» в лице ничего не подозревающего мелкого чиновника хлестакова. однажды поверившего в то, что хлестаков и есть ревизор, г. ничто не может разубедить в этом. он не слышит испуганного лепета хлестакова в трактире. позже он верит во все, даже самые фантастические враки, лже-ревизора («что, если хоть одна половина, из того, что он говорил, правда? ») такова сила раболепства г. перед вышестоящим чиновником. когда хлестаков посватался к дочери г., марье антоновне, чиновник начал размышлять о выгодах родства с «важным лицом»: «а, черт возьми, славно быть генералом! » неожиданное разоблачение хлестакова не просто отрезвляет г., но оскорбляет его до глубины души («убит, убит, совсем убит», «зарезан»). до него доходит, что он «сосульку, тряпку принял за важного человека». он, который на своем веку обманул трех губернаторов, который торговался с самим господом богом, обманул сам себя! пережив это унизительное потрясение, г. впервые в жизни духовно прозревает: «вижу какие-то свиные рылы вместо лиц…» таков город, которым он , и таков он сам. в финале комедии комическая фигура г. перерастает в трагическую: «над кем смеетесь? над собой смеетесь! » этот трагизм становится наиболее явным в финальной немой сцене пьесы, когда становится известно, что приехал настоящий ревизор.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Написать сочинение на тему тарас бульба патриотическое произведение
В центре произведения – образ казака Тараса Бульбы. Когда мы встречаемся с ним, то это уже довольно пожилой человек, имеющий двух взрослых сыновей. Но Бульба еще очень крепок физически, до последней капли крови предан казачьему товариществу. Именно жизнь в Запорожской Сечи – отчаянные битвы во славу земли русской и бесшабашное веселье в мирное время – для героя является идеалом жизни.
И именно такой жизни он желает своим сыновьям. Тарас гордится Остапом и Андрием, предрекает им большое военное будущее. Как только юноши вернулись из бурсы, герой тут же повез их в Запорожскую Сечь – чтобы они «отведали настоящей жизни».
Поначалу Бульба, уважаемый и авторитетный среди товарищей казак, как бы отходит на второй план. Во время битв с поляками все чаяния героя направлены на сыновей. И они оправдывают надежды старого отца – бьются, как настоящие воины.
Но наступает час, когда и Тарасу приходится проявить всю свою доблесть. Он становится атаманом той части казаков, что решили отвоевывать плененных поляками товарищей. И Бульба бьется, как в лучшие годы своей жизни. Мало кто догадывается в этот момент, что на душе у него огромный камень – Андрий оказался предателем, из-за любви перешедшим на сторону поляков.
Герой не мог и никогда бы не смог простить сына. «- Так продать? продать веру? продать своих?» - Бульба не может понять, как такое возможно. Андрий становится для него позором – его сын предал казачье товарищество, родную землю. Для героя это самый страшный грех, наказанием за который может быть только смерть. И Тарас собственноручно убивает младшего сына – патриот побеждает в этом человеке отца. Этот факт показывает, насколько огромна любовь героя к своей родине.
Но на этом повесть не заканчивается. Не заканчиваются и муки Тараса. Ему суждено потерять и второго сына – Остапа, казненного врагами. После этого герой посвятил свою жизнь одному – мести врагам, борьбе с ними до последней капли крови.
Тарас принял руководство одним из казачьих полков в огромной армии, сражающейся с поляками. И во всех битвах казаки героя были в числе лучших. А затем, когда генералы согласились на мир с «проклятыми ляхами», Тарас один «гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова». Это продолжалось до тех пор, пока герой не попал в плен. Но и под угрозой смерти, связанный, он продолжал своим.
Последними словами Бульбы были слова о силе и могуществе его родине: «…узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..» Сам же автор восхищается своим героем – истинным сыном земли русской: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Восхищаемся Тарасом и мы, читатели. Этот герой нам любить и уважать свою родину еще больше. Это ли не самое лучшее доказательство патриотизма самого Бульбы?