грустное в рассказах чехова находит свое подтверждение в том, что сама жизнь несовершенна. однако писатель учит нас преодолевать это несовершенство обращением к доброму и мягкому юмору. сам чехов, по воспоминаниям современников, много шутил, однако, шутки у него тоже получались грустные.
именно писателю принадлежит такая афористичная, но наполненная тоской фраза: «замечательный день сегодня. то ли чай пойти выпить, то ли повеситься». правда, не всегда он был столь бескомпромиссен. есть и другие его более светлые высказывания. «пахнет осенью, – писал чехов в одном из писем другу. – а я люблю российскую осень. что-то необыкновенно грустное, и красивое. взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями».
чехов часто использует прием грустной иронии в своих произведениях, но эта ирония целительна сама по себе: она читателю взглянуть на мир человеческих взаимоотношений как бы со стороны, учит думать, чувствовать и любить.
часто сравнивают смешные и грустные рассказы чехова с осколками разбитого зеркала, имя которому сама жизнь. читая эти произведения, мы видим в них отражение самих себя, поэтому мы сами становимся мудрее и терпеливее.
вот держи
рассказ «кавказский пленник» л. н. толстой написал в 1872 году. в этом рассказе он описывает судьбы жилина и костылина. судьбы героев рассказа сложились по-разному, потому что жилин смелый, добрый, трудолюбивый, а костылин трусливый, слабый, ленивый.жилин думает о матери, жалеет ее, не хочет, чтобы она платила за него выкуп. жилина заставляли писать письмо домой с просьбой выкупить его за 3000 рублей, он выпросил, чтобы его выкупили за 500 рублей, но сам даже адрес написал другой. надеялся сбежать. костылин сразу же написал, чтобы его выкупили за 5000 рублей и все ждал, когда пришлют выкуп.в плену жилин делал игрушки, ремонтировал вещи, его уважали татары. костылин бездельничал и ждал выкуп.во время первого побега жилин не унывал, терпел боль в колодках и усталость. костылин упал духом, не смог терпеть боль, стонал и решил вернуться.жилин хотел выйти на свободу, ждал случая, чтобы освободиться. во время второго побега он применил все усилия, чтобы выбраться, и сбежал. костылин не побежал, он не надеялся на себя, что вытерпит боль в ногах, заключенных в колодки.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какую роль играли смех и шутка в жизни и творчестве чехова?
К. Чуковский заметил, что юмористика Чехова через столько мировых катастроф, за это время позабыты многие прославленные книги, а чеховские «однодневки» живут и живут, и читатели все хохочут над ними, и чеховский смех звучит заразительно и молодо, как и раньше.
В. В. Голубков в книге «Мастерство А. П. Чехова» целый раздел посвящает юмористическим рассказам Чехова, напоминая, что юмор был одним из основных свойств характера и творчества писателя. Даже за несколько часов до смерти Чехов придумывал юмористические рассказы. В рассказах Чехов использует все приемы создания комического: комизм отдельных положений и всего сюжета, комизм характеров, речи, имен и фамилий, даже описаний окружающей обстановки.
Речь персонажей выявляет в сжатой форме наиболее характерные черты героев, которым свойственно смешивать различные речевые стили: просторечие, литературный язык и профессионализмы (язык учителя, актера, медика, деревенского дьячка).
Большое место занимают в рассказах Чехова интонационные ремарки. Эти особенности можно увидеть при чтении и анализе рассказа «Хирургия».
«Хирургия» (1884). Брат писателя М. П. Чехов рассказывал, что Антон Павлович на врачебной практике в Воскресенской больнице однажды видел, как неопытный студент, заменивший врача, не мог вырвать у больного зуб и только сломал коронку. Пациент выругался и ушел. В воспоминаниях о Чехове неоднократно описывалось, как в гимназические годы братья Чеховы изображали прием у зубного врача. Антон большие щипцы для углей совал в рот брата Александра и после долгих усилий вытаскивал оттуда огромный зуб — пробку.
Этот излюбленный сюжет Чехов использовал в своем рассказе, который имел характерный подзаголовок «Сценка», подсказывающий учителю возможность исполнения его в классе в лицах.
Герой рассказа — фельдшер Курятин проявляет качества, которые Чехов в людях очень не любил. Вопросы и задания учителя должны направить внимание учеников на эти качества — невежество, самоуверенность и др.
В ходе беседы на уроке уместно предложить ученикам вопросы и задания раскрыть желание Курятина играть роль, не соответствующую его возможностям, понять мотивы его поступков и высказываний:
— Осматривает ли Курятин больного? Каким образом он принимает решение? Как вы понимаете фразу: «Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы»? Фельдшер говорит, что хирургия — пустяки, раз плюнуть, что он все сделает в мгновение ока, а минуту спустя: «Сразу нельзя». Как вы объясняете его поведение?
— Какие черты характера раскрывает портрет фельдшера? Какое значение имеют его истрепанные триковые брюки и зловоние его сигары? Для чего автор описывает бородавку, похожую на муху, и красный платок дьячка?
— Что в речи фельдшера говорит о его профессии, образовании, характере?
— Что высмеивается в образе дьячка Вонмигласова? Он благочестив на самом деле или только внешне? Как в его словах сочетаются смирение, кротость с грубостью и несдержанностью?
— Как постепенно раскрывается в рассказе переход от благочестивого тона, от льстивости к раздражению, от церковно-славянского языка к просторечию? Зачем автор ставит рядом такие слова, как «иерей» и «гугнив»? Почему дьячок в конце рассказа забирает свою просфору?
— Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходство, некоторые параллелизмы, перекличку. Чем вы объясняете эти совпадения?
— Как вы оцениваете слова Курятина о том, что он рвал зуб самому господину Египетскому, о котором он говорит: «Образованность... один костюм сто рублей стоит»?
— Над чем смеется в этом рассказе Чехов? Только ли смешон этот рассказ?
— В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе играют роль ремарок? Используйте эти ремарки при чтении рассказа по ролям.