Стихотворение было написано А. Сурковым в ноябре 1941 года на Западном фронте. Оно посвящено любимой женщине поэта — Софье Крево. В феврале 1942 года Сурков передал эти стихи композитору Листову, и тот переложил их на музыку. Получилась песня, ставшая очень популярной в годы войны. По своему жанру это — послание любимой, мы можем отнести его к интимной лирике, однако будем учитывать наличие в стихотворении военной и патриотической темы. По своей форме стихотворение представляет собой монолог лирического героя, обращенный к любимой женщине. Произведение построено по принципу антитезы. Холодная землянка, вьюга, белоснежные снега, смерть — все эти образы противопоставлены бьющемуся в печурке огню, живой песне гармони, улыбке любимой женщины. Все это лирического героя в страшные минуты, дает ему веру и надежду. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Открывается оно образом огня, символизирующим любовь и жизнь. Завершается — признанием лирического героя: Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви. Любовь — тот пламень, который согревает душу бойца, крепит его волю, дает силы в бою. Стихотворение написано трехстопным анапестом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («в тесной печурке», «в белоснежных полях», «голос живой»), сравнение («На поленьях смола, как слеза»), олицетворение («И поет мне в землянке гармонь», «Про тебя мне шептали кусты»), метафору («Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви»),
Любовь Блока к России выражалась в остром переживании ее судеб, доходившем порой до истинно-пророческого дара.Тема России, Родины в творчестве Блока начинается со "Стихов о Прекрасной Даме". В основе символизма лежит философия Владимира Соловьёва, именем которого ознаменовано было для Блока начало девятисотых годов, то есть период "Прекрасной Дамы". Учение Вл. Соловьёва можно определить как воплощение духовного в жизненном. ("Знайте же, Вечная Женственность ныне // В теле нетленном на землю идёт") Драматургия поэзии Блока - эволюция вечно женственного. Он шёл от культа к культуре. От "Прекрасной Дамы" и "Незнакомки", через "Балаганчик" и "Снежную маску" к России и русской культуре.
Открытие России началось для Блока с древних преданий, заклинаний и заговоров, с которыми он знакомится по книжным сборникам и научным статьям. Первое стихотворение, посвящённое России, "Русь"(было написано в том же 1906 году, что и "Незнакомка"), навеяно народными легендами. Мотив сн напоминают о спящей, заколдованной пани Катерине из "Страшной мести" Гоголя, которая то закружится в безумном танце, то "с утра до позднего вечера бродит по тёмным дубравам". При прочтении строфы: "Где ведуны с ворожеями // Чаруют злаки на полях... " возникают в памяти пушкинские "Бесы". Здесь же появляется, далее развиваясь, и мотив дороги, столь важный, например, для Лермонтова, в поэзии которого он прочно связан с представлением о Родине. Наконец, упоминание о нищете "родимой старины", "лоскутах её лохмотий" и звукопись строк: "Живую душу укачала, // Русь... " заставляют вспомнить связанные с Родиной, Россией грустные поэтические размышления Некрасова ("Быстро лечу я по рельсам чугунным, // Думаю думу свою"). Наличие, и даже почти цитирование мотивов А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Н. Некрасова естественно и понятно, потому что поэт должен "вступить в права наследия". Важно, что цитируются мотивы, связанные с представлением о Родине и для самих этих поэтов. Но облик России в стихотворении "Русь" ещё только предчувствуется.
Цикл "Родина"(1907-1916) в собрании стихотворений, составленном самим Блоком, расположен прямо после произведений, посвящённых Кармен, Любови Александровне Дельмас. Вступление к циклу "Родина" посвящено Любови Дмитриевне Блок.
Здесь оказались слиты воедино облик страны и облик женщины. И когда Блок произносит: "О Русь моя! Жена моя! " - это не дерзостный образ, а определение полного слияния с нею: "Наш путь - стрелой татарской воли // Пронзил нам грудь". По правилам грамматики последняя строка должна звучать иначе: либо "мне грудь", либо "нам груди". А тут - "нам грудь", единое целое. Это и есть отношение Блока к России.
Любовь к нищей России, к её народу Блок выразил в стихотворении «Россия» (1908). Вслед за Гоголем и Некрасовым Блок обращается со словами любви к нищей России и её народу. Тайная красота России обнаруживает себя и в «разбойной красе» , и блеске мгновенного взора из-под платка, и в глухой песне ямщика. Обобщённый образ России – «лес да поле, да плат узорный до бровей» сияет древней красотой и вселяет веру в то, что не пропадёт она ( «и невозможное возможно…») .
Важны ключевые слова, с которыми Блок обращался к России. В стихотворении "Русь" сразу же возникает тайнаПостоянно на всех уровнях повторяется мотив круга
Цикл "На поле Куликовом" (1908) - об историческом пути России, о её и будущем; не случайно символическим событием на этом пути для Блока оказывается именно Куликовская битва, которая стала началом духовного возрождения. И в жизни современной ему России поэт прозревает такое же "начало высоких и мятежных дней". Строфы, завершающие цикл, выражают не готовность героя к активному действию, но жажду высокого, рыцарского подвига во имя возрождения родной страны: "Не может сердце жить покоем, // Недаром тучи собрались. // Доспех тяжёл, как перед боем. // Теперь твой час настал. - Молись! ". Меняются лики образа Родины - сначала картина русской природы ("Река раскинулась. Течёт, грустит лениво... "), потом Русь - жена, наконец, Родина святая.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинение на тему: "почему возникает непонимание между взрослыми и детьми? "
Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.
Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.
Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.
Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.
Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.
При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России... Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами... Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре... Базаров похоронен в этой могиле... К ней... приходят два уже дряхлых старичка...”
Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.
Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав.