краткий анализ
перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением 19 октября.
создания – произведение было написано в 1825 г., когда поэт отбывал ссылку в михайловском, и не смог приехать на встречу лицеистов.
тема стихотворения – воспоминания о друзьях и лицейской жизни.
композиция – стихотворение построено, как монолог-обращение к друзьям. в нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. формально произведение делится на октавы.
жанр – послание.
стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная авав и кольцевая авва.
метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада».
эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный».
сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».
создания
а. с. пушкин был одним из первых выпускников царскосельского лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года. на курсе с поэтом учились люди, которые стали личностями, например издатель дельвиг, полярный исследователь матюшкин, поэт кюхельбекер, министр иностранных дел горчаков и другие. лицеисты сдружились за время учебы,поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября.
в 1825 г. пушкин пребывал в ссылке в имении михайловском и на ежегодную встречу попасть не смог, с чем и связана создания анализируемого произведения. оно было передано друзьям-лицеистам и торжественно зачитано в их кругу.
тема
в стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. в центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, ведь в тексте ярко выражена автобиографическая основа. начинается стихотворение с осеннего пейзажа, видимо, эта картина ассоциировалась у пушкина с традиционными посиделками в кругу друзей.
лирический герой стиха одинок. он грустит из-за того, что не имеет возможности встретиться с друзьями, одно воображение воспроизводит близкие сердцу образы. герой знает, что в то время как он пьет в одиночестве, друзья вспоминают о нем на неве. сердце мужчины сжимается, но он беспокоится за товарищей: все ли пришли.
далее лирический герой начинает вспоминать о самых близких товарищах. сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу. их имена заменяются красноречивыми метафорами: «кудрявый наш певец», который теперь в италии «тихо спит» (о корсакове), «чужих небес любовник беспокойный» (о матюшкине). чтобы узнать, кто скрывается за метафорическими описаниями недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.
несколько восьмистиший стихотворения посвящены трем лицейским товарищам, которые рискнули проведать поэта в михайловском: пущину, дельвигу, кюхельбекеру и горчакову. о каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. образы этих людей выписаны детально, особое внимание автор обращает на достижения друзей.
в последних строфах прославляется лицей и царь. царя пушкин славит за то, что он «взял париж и основал лицей». в эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей». напоследок автор с горечью представляет, как в далеком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести «сей день за чашей».
главная мысль произведения – настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.
композиция
анализируемое произведение построено в традиционной для форме. в нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. формальная композиция – разделение на октавы.
жанр
жанр – послание, так в рассказе лирический герой обращается к друзьям. также в стихотворении есть признаки оды и элегии стихотворный размер – пятистопный ямб. в произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная авав и кольцевая авва, есть и мужские, и женские рифмы.
средства выразительности
для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей александр сергеевич использовал средства выразительности. в тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»; эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»; сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный». эмоциональной выразительности строкам предает интонация.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Краткое содержание зощенко м. ночное происшествие
Улица пустынная. Душно. Где-то гремит гром.
Иду по улице. Кепочку снял. Ночные зефиры обвевают мою голову.
Не знаю, как вы, уважаемые граждане, а я люблю ничью пошляться по улицам. Очень как-то свободно чувствуешь себя. Можно размахивать руками. Никто тебя не толкнет. Как-то можно беззаботно идти.
В общем, иду по улице и вдруг слышу какой-то стон, Стон - не стон, а какой-то приглушенный крик.
Смотрю по сторонам - нет никого.
Прислушиваюсь - снова какой-то стон раздается.
И вдруг, все равно как из-под земли, слышу слова: "Родимый, родимый!.."
Что за чепуха в решете.
Смотрю на окна. "Может, - думаю, - разыгралась какая-нибудь домашняя сценка? Мало ли! Может, выпивший муж напал на жену, или, наоборот, та его допиливает?.."
Смотрю все этажи - нет, ничего не видно.
Вдруг слышу: кто-то по стеклу пальцами тренькает.
Гляжу: магазин. И между двух дверей этого магазина сидит на венском стуле престарелый мужчина" Он, видать, сторож. Караулит магазин.
Подхожу ближе. Спрашиваю!
- Что тебе, батя?
Сторож глухим голосом говорит!
- Родимый, сколько часов?
- Четыре, - говорю.
- Ох, - говорит, - еще два часа сидеть... Не нацедишь ли, говорит, мне водички? Отверни крантик у подвала и нацеди в кружечку. А то испить охота. Душно!
Тут он через разбитое верхнее стекло подает мне кружку. И я исполняю его Потом спрашиваю:
- А ты что, больной, что не можешь сам нацедить?
Сторож говорит:
- Да я бы и рад нацедить. Немножко бы промялся. Да выйти отсель не могу: я же закрыт со стороны улицы.
- Кто же тебя закрыл? - спрашиваю. - Ты же сторож. Зачем же тебя закрывать?
Сторож говорит:
- Не знаю. Меня всегда закрывают. Пугаются, что отойду от магазина и где-нибудь прикорну, а вор тем временем магазин обчистит. А если я сижу между дверей, то хоть я и засну, вор меня не минует. Он наткнется на меня, а я крик подыму. У нас такое правило: всю ночь сидеть между дверей.
Я говорю:
- Дурацкое правило. Обидно же сидеть за закрытой дверью.
Сторож говорит:
- Я обиды не стою. И мне самому вполне удобно, что меня от воров закрывают. Я их как огня боюсь. А когда я от них закрыт, у меня и боязни нету. Тогда я спокоен.
- В таком случае, - говорю, - ты, папаша, походил бы по магазину, размял бы свои ноги. А то, как чучело, сидишь на стуле всю ночь. Противно глядеть.
Он говорит:
- Что ты, родимый! Разве я могу в магазин войти? Я бы и рад туда войти, да та дверь в магазин на два замка закрыта, чтоб я туда не вошел.
- Значит, - говорю, - ты, папаша, сидишь и караулишь между двух закрытых дверей?
Сторож говорит:
- Именно так и есть... А что ты ко мне пристаешь, я не понимаю. Налил мне водички и иди себе с богом. Только мне спать мешаешь. Трещишь как сорока.
Тут сторож допил свою воду, вытер рот рукавом и закрыл глаза, желая этим показать, что аудиенция закопчена.
Я побрел дальше. И не без любопытства поглядывал теперь на двери других магазинов. Однако ночных сторожей, подобных этому, я не увидал.
Домой я пришел поздно. Долго ворочался в постели, не мог заснуть. Все время думал: нельзя ли изобрести какой-нибудь электрический прибор, чтоб он затрещал, если кто-нибудь сунется в магазин? А то пихать между двух закрытых дверей живого человека как-то досадно и огорчительно. Все-таки человек - это, так сказать, венец создания. И совать его в щель на роль капкана как-то странно.
Потом я подумал, что, вероятно, такие электрические приборы уже изобретены. Скажем, наступишь ногой на порог - и вдруг гром и треск раздастся. По, вероятно, это еще не освоено, а может, и дорого стоит, или еще что-нибудь - какие-нибудь технические сложности, раз нанимают для этого живую силу.
Потом мои мысли спутались, и я заснул. И увидел сон, будто ко мне приходит этот ночной сторож и ударяет меня кружкой по плочу. При этом говорит: "Ну, что ты к сторожам пристаешь! Живем тихо, мирно. Караулим. А ты лезешь со своей амбицией. Портишь нашу тихую стариковскую карьеру". Утром, проснувшись, я всетаки решил написать этот фельетон - без желания комулибо испортить карьеру.