Сделать анализ стихотворения Брюсова «Мучительный дар» по след плану:
III. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
IV. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
Доказывать, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста, футуриста или иного направления.
Подобрать в тексте «ключевые» слова и образы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
V. Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор:
– Какую лексику использует автор: бытовую, повседневную, литературную, книжную, публицистическую, архаизмы, устаревшие слова,неологизмы, слова, созданные автором и др.
– средства поэтической лексики (метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения и т.д.);
– синтаксические фигуры (синтаксический параллелизм, антитеза, градация, многосоюзие, бессоюзие, различные повторы и т.д.)
– фонетические средства
VI. Ритм стиха, стихотворный размер:
Ямб u /
Хорей / u
Амфибрахий u/u
Дактиль /uu
Анапест uu/
Дольник
Верлибр / свободный или белый стих/
Акцентный стих.
/ - ударный слог; u - безударный слог; uu - пиррихий, // - спондей.
Обратить внимание, есть ли в стихотворении значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку:
Например:
О как на склоне наших дней - 8 слогов
Нежней мы любим и суеверней… - 10 слогов, перебой ритма
Сияй, сияй прощальный свет - 8 слогов
Любви последней, зари вечерней - 10 слогов, перебой ритма
Объяснить, как перебои ритма передать интонацию, настроение автора, создают мелодию.
VII. Рифмы (связывают по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создают новые значения слов рифмовки:
Смежная/парная/ААВВ
Перекрёстная АВАВ
Кольцевая АББА
Сплошная
Прерванная др. виды рифм
Выписать рифму, выделить клаузулу, определить ее вид: женская-мужская-дактилическая-гипердактилическая, полнозвучная – неполнозвучная, равносложная-неравносложная, смягченная-несмягченная, открытая-закрытая, точная-неточная.
VIII. Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
IX. Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:
- сам автор
- рассказ от лица персонажа
- автор играет какую-то роль.
X. Определить субъект речи (кто рассказывает), Объект речи (то, что изображено, о ком, о чем рассказывается), адресат речи (кому рассказывается, слушающий). Точкой зрения субъекта речи определяется тема, идея, характер воздействия на адресата, стилистические особенности речи.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
(1)в красильной мастерской у деда работал молодой широкоплечий подмастерье – цыганок. (2)он занимал в доме кашириных особенное место: дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей, а за глаза говорил о нём растроганно, жмурясь и покачивая головою: – (3)золотые руки у иванка! (4)помяните моё слово: не мал человек растёт! (5)я узнал от бабушки, что цыганок – подкидыш; раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на деревянной лавке. – (6)лежит, в широкий фартук обёрнут, – задумчиво и таинственно сказывала бабушка, – еле попискивает, уж… (7)ну, и приняли его, окрестили, вот и живёт, хорош. (8)я его вначале жуком звала: он, бывало, ползает и жужжит, совсем как жук. (9)люби его: он простая душа! (10)я и любил ивана, и удивлялся ему до немоты. (11)по выходным в кухне начиналась неописуемо забавная жизнь: цыганок доставал из-за печи чёрных та- раканов, быстро делал нитяную , вырезывал из бумаги сани, и по жёлтому, чисто выскобленному столу разъезжала четвёрка вороных. (12)дети от восторга кричали, прихлопывая в ладони. (13)он показывал мышат, которые под его команду стояли и ходили на задних лапах, волоча за собою длинные хвосты, смешно мигая чёр- ненькими бусинами бойких глаз. (14)с мышами он обращался бережно, носил их за пазухой, кормил сахаром, целовал и говорил убедительно: – (15)мышь – преумный житель, ласковый, её домовой любит! (16)кто мышей кормит, к тому и дед- домовик благоволит… (17)он умел делать фокусы с картами, деньгами, кричал громче всех детей и почти ничем не отличался от них. (18)однажды дети, играя с ним в карты, оставили его "дураком" несколько раз кряду. (19)он опеча- лился, обиженно надул губы и бросил игру, а потом жаловался мне, шмыгая носом: – (20)знаю я, они уговорились! (21)они перемигивались, карты совали друг другу под столом. (22)разве это игра? (23)жульничать я сам умею не (24)но особенно он памятен мне по субботам: в этот день дед наказывал всех нагрешивших за неделю. (25)когда дедушка сёк меня, цыганок подставлял под розги свою руку, а на другой день, показывая опухшие пальцы, жаловался: – (26)нет, это всё без толку! (27)тебе – не легче, а мне – гляди-ка вот! (28)больше я не стану, ну тебя! (29)и в следующий раз снова принимал ненужную боль. – (30)ты ведь не хотел, цыганок? – (31)не хотел, да вот (32)так уж как-то, (33)было приятно слушать его добрые слова, глядя, как играет в печи красный и золотой огонь, как взды маются вверх молочные облачка дыма. (34)в эти минуты, глядя на цыганка, я был счастлив. (35)я переставал чувствовать себя чужим в доме деда… объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «я переставал чувствовать себя чужим в доме деда…».