Война не закончится, пока не будет похоронен последний солдат» - гласит известное выражение. В этом смысле именно поисковикам поручена такая важная миссия, как завершение Великой Отечественной войны, ведь именно они находят останки безвестно павших солдат, по -возможности, распознают их, находят родственников и торжественно хоронят, воздавая павшим все почести, коих они заслуживают. Сложно представить, какую колоссальную работу проделывают поисковики, сколько нужно на это моральных и физических сил. Весь день напролет они копают, поднимают и очищают останки бойцов, роют «сливухи» для грунтовых вод. Большинство из них занимаются раскопками в свободное от основной работы время. Свои выходные, отпуска они проводят не на курортах и дома, а встают ни свет ни заря и едут на заветную станцию «Теплобетонная», где целый день занимаются тяжелой, но благородной работой. Многие осуждают поисковиков, настаивая на том, что не нужно тревожить мертвых. Я тоже сомневалась, но стоило мне побывать на торжественном перезахоронении, проведенном 22-го сентября, все мои сомнения развеялись, я поняла, что мы занимались очень важным и нужным делом. Туда, на перезахоронение, приехали родственники солдат, погибших 70 лет назад, приехали их дети, внуки, правнуки, племянники. Среди них была пожилая семидесятилетняя женщина, отец которой погиб, когда она была еще младенцем, дочь так и не увидела своего отца. И вот, через столько лет она наконец узнала о его судьбе. Увидев на гробу надпись – его имя – она упала на колени и разрыдалась, разрыдалась от счастья – она, наконец, нашла его, разрыдалась от того, что так долго ждала. В этот момент слезы были на глазах у всех, даже у сильных, многое повидавших в своей жизни мужчин. Несложно понять, что без поисковиков эта долгожданная первая и последняя встреча бы просто не состоялась, как не состоялись бы и многие другие последние встречи.
lebedevevgen
09.04.2023
В Тульской губернии, в Епифанском уезде, есть деревня «Иван-озеро», и в самой деревне есть озеро. Из озера вытекают в разные стороны два ручья. Один ручей так узок, что через него перешагнуть можно. Этот ручей называют Дон. Другой ручеек широкий, и его называют Шат.
Дон идет все прямо, и чем дальше он идет, тем шире становится.
Шат вертится с одной стороны на другую. Дон через всю Россию и впал в Черное море. В нем много рыбы, и по нем ходят барки и пароходы.
Шат зашатался, не вышел из Тульской губернии и впал в реку Упу».
С такими смысловыми объяснениями чаще всего приходится сталкиваться при попытке расшифровать то или иное географическое название. Почему «Шат»? Да потому, что он не идет, а шатается из стороны в сторону. А «Дон» иное дело. Слышите, как звучит слово - будто удар колокола: дон! дон!
В той же Тульской губернии, названной по имени главного губернского города, стоящего на реке Упе при впадении в нее речки Тулицы, можно было услышать такое объяснение : «Река Ту лица по лесам тулится. Лесами в древности наш край славился, и речка эта самая в дремучих лесах тулилась, пряталась. Отсюда ей и название пошло».
Насчет лесов спорить, конечно, не приходится. Леса под Тулой были знаменитые, недаром же здесь находилась оборонительная линия - тульские засеки. Да и сейчас еще можно встретить на земле Тульской области остатки этих лесов. Но происхождение названия речки от русского глагола «тулиться», то есть прятаться, скрываться, хорониться, весьма сомнительно, как сомнительно и предположение В. И. Даля, не лишенное, впрочем, остроумия: он полагал, что название города произошло от слова «тула», записанного им в бывшей Саратовской губернии и означавшего скрытное, недоступное место, затулье, притулье, для защиты, приюта или заточения.
aleksvasin
09.04.2023
Коренные народы Хабаровского края обладают замечательными образцами устного народного творчества, передаваемыми из поколения в поколение. В многочисленных преданиях и легендах особое место уделено тигру – хозяину тайги. Согласно удэгейской легенде, два охотника пошли в тайгу, чтобы добыть птенцов орла. В их поисках они забрались высоко на скалу, откуда уже не могли спуститься самостоятельно. В отчаянии они стали просить бога о и в ответ на их мольбу, вдруг неизвестно откуда появился тигр и осторожно снял охотников со скалы. По нанайской же легенде, охотники, оставшись без оружия и еды, долго бродили по тайге, пока совсем не выбились из сил. В отчаянии, они встали на колени и обратились к духу тигра: -Отец нам, неужели ты не видишь, что мы умираем? Тотчас после их слов, громко затрещали сучья деревьев, и из таежной чащи появился тигр с косулей в зубах. Бросив косулю к ногам охотников, тигр растворился в тайге. Охотники не хотели притрагиваться к косуле, задавленной тигром, но тут из чащи раздался голос тигра, прокричавший человеческим голосом: - Берите мясо косули, не то умрете с голоду! Охотники последовали его словам, поели мяса косули и благополучно вернулись в деревню. Очень красивая нанайская легенда связана с горой Шаманкой, расположенной недалеко от села Верхняя Эконь. Согласно легенде, скала на берегу является на самом деле окаменевшей под воздействием магии великой шаманкой здешних мест. Если приглядеться к скале, то можно увидеть очертания лица, а дотронувшись к ней, можно почувствовать исходящее тепло. Действительно, температура скалы на 10° превышает температуру окружающих камней, что пока не нашло научного объяснения. Цветов, растущих на горе, не встретишь более негде в округе и замечено: стоит сорвать хотя бы один цветок, как погода обязательно поменяется. Местные нанайцы говорят: шаманка при жизни очень любила украшения и даже после смерти не хочет ими делиться. Другая нанайская легенда объясняет происхождение петроглифов в Хабаровском крае. Согласно ней, в времена существовало три солнца, чей совместный жар выжигал все живое – рыбы попрятались на дно рек, а животные ушли в землю. Жить людям было невозможно. Изменить положение решился охотник по имени Хадо, который взял лук и стрелы и пошел на север. Вырыв в тайге яму, он спрятался в ней и стал ждать восхода солнц. Дождавшись их восхода, он сбил первое и третье, которые скатились с небосвода. Осталось на небе только второе солнце, а на землю сошла долгожданная прохлада. И решили люди запечатлить на остывающих, еще мягких, камнях свою историю и культуру в петроглифах. По другой нанайской легенде происхождение петроглифов Сикачи-Аляна объясняется иначе. В Земля была настолько горяча, что камни плавились от жары. А боги забавлялись и рисовали пальцами на камнях. Великий охотник Землю от жара, а петроглифы- рисунки богов так и остались на память