С. А. Есенина Русский советский поэт Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября) 1895 г в селе Константинове, Рязанской губернии (ныне Есенино Рязанской области) в зажиточной крестьянской семье. Его отец, Александр Никитич, вышел из крестьянского сословия, перебрался в Москву и стал приказчиком купца. Мать, Татьяна ФедоровнаТитова, также уходила в город на заработки. С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в -Клепиках. После окончания школы в 1912 году поэт переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в книжном магазине, затем поступил в типографию товарищества И. Сытина — это давало будущему поэту возможность читать различную литературу.В Москве Есенин посещал Суриковский литературно-музыкальный кружок, опекавший талантливых выходцев из народа, на собраниях которого читал свои стихи С 1913 г. учился на историко-философском отделение Московского городского народного университета им. А. Шанявского.В этом же году Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой, которая в конце 1914 г. родила сынаЮрия. Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. В 1915 году он едет в Петроград знакомится там с А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими поэтами.
Судьба
Лермонтова похожа на легенду. Все
необыкновенно в этой короткой,
стремительной, вдохновенной и
блистательной жизни. Вглядимся в портреты
Лермонтова, в это неулыбчивое, сожженное
внутренней тревогой лицо, в эти громадные,
бездонные глаза. В них запечатлена тайна
душевной жизни, и мы, как ни стараемся, не
можем проникнуть в нее до конца. И лишь
читая его произведения, мы можем узнать
историю его души, понять его как поэта и
человека.
Раннее
творчество Лермонтова еще не
самостоятельно. Он увлекался Пушкиным и
ученически подражал ему в своих стихах и
поэмах. Вскоре его покорил Байрон, он
влюбился в байроновских неукротимых героев
с их бурными, мятежными страстями, с их
пламенной жаждой свободы и подвига.
Лермонтов находил сходство между собой и
британским поэтом, и под впечатлением
прочитанной биографии Байрона он писал:
“Я молод;
но кипят на сердце звуки,
И Байрона
достигнуть я б хотел;
У нас одна
душа, одни и те же муки,—
О, если б
одинаков был удел!..”
Но вместе с
тем, в юном Лермонтове уже просыпался
могучий самобытный поэт. Многие из
юношеских стихотворений Лермонтова
поражают глубиной содержания и той силой, с
которой удалось ему выразить свои мысли и
настроения. Так, например, еще в пансионе
была задумана и набросана поэма “Демон”.
Он осознает, что у него свой путь:
“Нет, я не
Байрон, я другой,
Еще
неведомый избранник,
Как он,
гонимый миром странник,
Но только с
русскою душой”.
Тревожит
молодого Лермонтова судьба родины.
Бесправие и нищета народа, томившегося в
крепостной неволе, казармен-но -по
лицейский режим, насаждавшийся
самодержавием, посягательство на любое
проявление независимой мысли, паразитизм
верхушки дворянского общества — все это
вызывало в Лермонтове чувство страстного
негодования.
Стихи его все больше проникаются
вольнолюбивыми настроениями, бунтарским
духом. Поэт называет себя “другом свободы”
и пишет стихотворение “Жалобы турка”, в
котором под Турцией подразумевается
николаевская Россия:
“...Там рано
жизнь тяжка бывает для людей,
Там за
утехами несется укоризна,
Там стонет
человек от рабства и цепей!..
Друг! Этот
край... моя отчизна!”
Но особенно
ярко выразился гений Лермонтова в его
стихотворении “Смерть поэта”.
Убит Пушкин!
Эта мысль жжет и мучит поэта, заставляет его
ясно и резко показать изнанку высшего
общества, осветить все его темные углы.
Миссия Пушкина, этого неповторимого гения,
восставшего пророка, который призван “глаголом
жечь сердца людей”, легла на плечи
Лермонтова. Теперь он должен выступить как
обличитель, как
пророк.
Но не
только скорбь слышится в этом
стихотворении. Это обличение, пощечина
светскому обществу.
“...Вы,
жадною толпой стоящие у трона,
Свободы,
Гения и Славы палачи!”, —
так
Лермонтов бросает вызов приверженцам
николаевской России, так начинает он свою
открытую борьбу против них. Лермонтов все
больше тяготится окружавшим его пустым,
тщеславным и лживым светским обществом. На
новогоднем балу в Благородном собрании в
ночь на первое января 1840 года он дерзко
обошелся с дочерьми Николая I,
якобы не
узнав их под масками. В одном из самых
сильных своих стихотворений, написанных
под впечатлением этого происшествия, поэт с
полной откровенностью выразил владевшие им
гневные чувства:
“...Как
часто, пестрою толпою окружен,
Когда
передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме
музыки и пляски,
При диком
шепоте затверженных речей
Мелькают
образы бездушные людей,
Приличьем
стянутые маски...
О, как мне
хочется смутить веселость их
И бросить
им в глаза железный стих,
Облитый
горечью и злостью!”
Лермонтов
обличал не только людей “завистливого и
душного света”, но и часть дворянской
интеллигенции, не служить
обществу. Оценку ей он дал в своем
стихотворении “Думы” — поэтической,
чистосердечной и печальной исповеди. В этом
стихотворении он осуждает поколение 30-х
годов:
“Печально
я гляжу на наше поколенье!
Его
грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под
бременем познанья и сомненья,
В
бездействии состарится оно”
Встречаясь
с ссыльными декабристами, поэт видел, что
многие из них отказались от дальнейшей
борьбы и примирились с действительностью о
Лермонтов называет отказ от борьбы “поздним
умом”. С грустью он замечает, что его
современники, усвоив этот “поздний ум”,
живут и старятся в бездействии, без всякой
цели:
“К добру и
злу постыдно равнодушны,
В начале
поприща мы вянем без борьбы,
Перед
опасностью позорно малодушны,
И перед
властию — презренные рабы”
Заканчивает
он свое стихотворение убийственным выводом,
беспристрастной оценкой жизни его
поколения:
“Толпой
угрюмою и скоро позабытой
Над миром
мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши
векам ни мысли плодовитой,
Ни гением
начатого труда”
Видя свое
поколение в истинном свете, Лермонтов
определяет свое предназначение в обществе:
Провозглашать
я стал любви
И правды
чистые ученья...”
Но на эти
ученья свет ответил выстрелом в сердце
поэта. Пуля светского прощелыги оборвала
жизнь Лермонтова на самом подъеме: неполных
двадцать семь лет — это трагически мало
даже для гения!
Но и за эти
двадцать семь лет Лермонтов, подобно
Пушкину, стал “вечным спутником” для
каждого, кому дорога родина, ее история, ее
язык, ее будущее. Как все великое,
благородное и прекрасное, поэзия
Лермонтова бессмертна.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Художественный анализ стихотворения " россия". плез, надо связный текст
За 4 года жизнь в стране практически не изменилась, однако автор с удивлением замечает, как похорошели города, и понимает, что на долгое время выпал из жизни. Возвращение оказывается настолько радостным и упоительным, что поэт не может сдержать восторга. Пение птиц и шелест зеленой листвы, по которым так соскучился Рубцов, доставляют ему огромное наслаждение. Только сейчас молодой поэт начинает осознавать, что родина для него – это не просто 6 букв, составленных в определенном порядке. Это слово включает в себя целый мир, огромный и светлый, по которому так скучал автор. «Как будто ветер гнал меня по ней, по всей земле — по селам и столицам!», — отмечает Рубцов, подчеркивая при этом, что в повседневной суете не замечал всей красоты России. У него не было ни времени, ни сил, ни желания, чтобы остановиться и оглядеться вокруг. Однако теперь настал период переосмысления духовных ценностей и приоритетов, поэтому поэт открыто заявляет: «За все хоромы я не отдаю свой низкий дом с крапивой под оконцем…». Ему не нужны слава и богатство, так как они тленны. А вот удивительное чувство душевного спокойствия и умиротворения невозможно купить ни за какие деньги. Да и разве может броская красота заморских стран сравниться с простой горницей в сельском доме, которая по вечерам освещена мягкими лучами заходящего солнца? Николай Рубцов полагает, что нет. И не стыдится своих чувств, хотя кому-то они могут показаться слишком вычурными и неуместными, не заслуживающими того, чтобы выставлять их напоказ.
Автор не стесняется своей бедноты, ведь у него есть главное богатство – земной простор, который «веял стариной и ликовал под ливнями и зноем». Тот хрупкий мир, в котором живет автор, не иллюзорен, а вполне осязаем, и при этом очень гармоничен. Он и является для Рубцова родиной, которая пусть и лишена светского лоска, но при этом дать приют усталому путнику, утешить его и подбодрить, а также дать уверенность в завтрашнем дне.
Николай Рубцов в своих словах искренен, и это чувствуется как в каждой строчке, так и в простом обращении: «Привет, Россия – родина моя!». Для того, чтобы осознать, насколько важны для него закаты и соловьиные трели, утренняя прохлада и вечерняя роса, поэту пришлось пережить разлуку со всем тем, что ему было по-настоящему дорого. Он не придавал значения подобным мелочам до тех пор, пока не ощутил острую нехватку их в своей кочевой жизни. Именно этот факт и заставил Рубцова изменить свое отношение к стране, в которой он родился и вырос. А, значит, нужно любить ее такой, какова она есть, стараясь видеть во всем только хорошее. Эти простые истины Рубцову, что можно любить простую «избу в лазурном поле» и при этом быть действительно счастливым человеком, который знает цену простым человеческим радостям.