Укажіть, де народився письменник П. Куліш:
а) у містечку Воронежі на Сумщині;
б) у містечку Новгороді-Сіверському на Чернігів¬щині;
в) у містечку Глухові на Сумщині;
г) у місті Києві.
2. Укажіть стилістичну манеру Марка Вовчка:
а) народництво;
б) сентименталізм;
в) романтизм;
г) реалізм.
3. Укажіть, якою мовою пише свої перші твори Марко Вовчок:
а) російською;
б) українською;
в) німецькою;
г) польською.
4. Укажіть, у чому полягає новаторство П. Куліша:
а) уклав перший український тлумачний словник;
б) започаткував романтизм;
в) створив перший в українській літературі істо¬ричний твір;
г) створив перший в українській літературі істо¬ричний роман.
5. Події якого історичного періоду описані в романі П. Куліша “Чорна рада?”
а) початок козаччини;
б) Хмельниччина;
в) Руїна;
г) Коліївщина.
6. Справжнє прізвище Марка Вовчка:
а) Чайка Дністровая;
б) Віра Лєбедєва;
в) Марія Вілінська;
г) Олена Пчілка.
7. Основною темою творів Марка Вовчка було:
а) змалювання романтичного кохання;
б) заклик до визвольної боротьби;
в) змалювання трагічної долі жінки-кріпачки;
г) змалювання природи України.
8. Вкажіть тему твору Марка Вовчка “Інститутка”:
а) розповідь про життя інтелігенції.
б) показ нестерпного становища селян, наростання стихійного протесту проти панів;
в) зображення солдатських буднів;
г) зображення життя міщан.
9. Від чийого імені ведеться оповідь у повісті Марка Вовчка “Інститутка?”
а) Катрі;
б) інститутки;
в) автора;
г) кріпачки Устини.
10. Який твір Марко Вовчок присвятила Т. Шевченкові?
а) “Козачка”;
б) “Два сини”;
в) “Інститутка”;
г) “Кармелюк”.
11. Укажіть джерело, з якого П. Куліш запозичив сюжетну основу роману “Чорна рада”:
а) “Літопис Граб’янки”;
б) “Історія русів”;
в) “Літопис Самовидця”;
г) народні думи та перекази.
12. Укажіть, яка психологічна деталь розкриває неоднозначне враження від Тура в романі П. Куліша “Чорна рада”:
а) руки;
б) очі;
в) сміх;
г) голос.
Чайку по имени Джонатан Ливингстон с молодости обескураживает бессмысленность и узость существования чаек, обеспокоенных лишь ежедневной борьбой за пропитание. Охваченный страстью к совершенствованию, Джонатан всецело отдаётся изучению полёта как искусства и образа бытия, а не как перемещения в пространстве для добычи пищи. В определённый момент он оказывается не в состоянии мириться с правилами примитивного существования социума чаек. Будучи изгнан из стаи, Джонатан ведёт идиллическую жизнь отшельника и ничуть не страдает от одиночества, всецело отдаваясь совершенствованию мастерства полёта.
Однажды Джонатан встречает двух сияющих чаек, которые забирают его в «более совершенную реальность» — на Небеса, в следующий, лучший мир, достижимый через собственное самосовершенствование. Этот мир населён чайками, посвятившими себя искусству полёта. Джонатан с удивлением узнаёт, что его упорство и всепоглощающая устремлённость в обучении позволили ему проделать путь эволюционного развития, на который у обычных чаек уходят тысячи, десятки тысяч жизней.
В новом мире Джонатан знакомится с Чиангом — мудрой чайкой-старейшиной. Чианг становится наставником Джонатана и учит его перемещаться со скоростью мысли в пространстве и времени. По словам Чианга, секрет успеха заключается в глубоком осознании того, что истинное «я» живёт одновременно в любой точке пространства в любой момент времени и не является узником тела с ограниченным набором заранее запрограммированных возможностей.
Чианг уходит в следующий, ещё более совершенный мир. Последними его словами были: «Постарайся постичь, что такое Любовь!» Через некоторое время Джонатан принимает решение вернуться на Землю, чтобы передать полученные знания таким же чайкам, каким он сам был когда-то, чтобы поделиться страстью к полёту и стремлением к совершенству. Джонатан собирает небольшую команду из чаек, изгнанных стаей, и начинает обучать их мастерству полёта. Добившись впечатляющих успехов, вся команда под предводительством Джонатана возвращается в стаю. Вопреки стараниям чаек-старейшин они обретают всё больше сторонников и приверженцев. Вскоре Джонатан передаёт свою роль наставника одному из своих первых учеников, Флетчеру, а сам покидает земной мир, продолжая путь совершенствования.
В последней части, опубликованной лишь недавно, Флетчер продолжает дело своего учителя, но это даётся ему с трудом, потому что ученики всё больше внимания уделяют личности и даже внешности Джонатана, а не его учению, и при этом почти перестают тренироваться. В конце концов Флетчер исчезает, и в течение пары сотен лет от искусства Чайки Джонатана остаётся лишь бессмысленный культ его почитания и полное отсутствие мастерства полёта. Всё больше честных молодых чаек отстраняется от этих верований, не доверяя рассказам о сверхбыстрых полётах. Одна из них, разочаровавшись и желая покончить с собой, встречает сияющую чайку, летящую так, как никто и никогда раньше в её жизни.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Что такое нигилизм? как объяснить своими словами