«Пророк» Лермонтова был написан спустя десятилетие после пушкинского и является его логическим продолжением. Вспомним последние строки у Пушкина: Тема данных стихотворений – жизнь поэта в обществе и проблема его взаимоотношений с людьми. Согласно Пушкину и Лермонтову, истинный поэт – это пророк, который наделен Божьим провиденьем. Поэт томится духовной жаждой, он влачится в мрачной пустыне не зная гласа Божьего. Такой поэт не может называться поэтом истинным. Только тогда, когда ему дается всевиденье пророка, он становится истинным поэтом, целителем наших заблудших душ. Задача пророка – исцелять людей от пороков, обращать их к Богу, бичевать их недостатки ибо его устами говорит Всевышний. В пушкинском варианте мы наблюдаем, как обычный человек становится пророком. В один момент он познал все тайны мира: И внял я неба содраганье, И горний ангелов полет… Вместо языка ему было дано «жало мудрыя змеи» (змея является традиционным символом знания и мудрости) , а вместо сердца «угль, пылающий огнем» , который призван освещать дорогу тем, кто заблудился во тьме. Интересен стиль, выбранный Пушкиным для написания «Пророка» . В тексте много архаичной, церковной лексики. Возникает вопрос, зачем автор так поступил? Скорей всего Пушкин хотел создать атмосферу древности и приблизиться к евангельским первоисточникам. Весь ритуал посвящения расписан очень подробно и четко, а церковнославянская лексика добавляет в текст больше выразительности и пафоса лишний раз подчеркивая, что голос поэта – это голос Бога. Пушкинский пророк смело ступает по земле и несет в души людей светлое начало. Именно таким поэтом – пророком видел себя сам автор. У Лермонтова пророк становится не гением, а страдальцем, который обречен на вечное одиночество и полное непонимание со стороны людей, которым он стал провозглашать любви и правды чистые ученья. Лермонтов переносит пушкинского пророка в современный мир и показывает, что поэту – пророку нет места в этом мире. Удел поэта – одиночество. Пророк Лермонтова возвращается в пустыню, где он прячется от злобных преследований, где в него никто не бросает камни, где все хранит завет предвечного, который в миру был растоптан и забыт. Интересен образ старца у Лермонтова. Согласно концепции мифологического сознания Юнга, старец – это традиционный архетип, означающий мудрость и неземное познание. Мы видим, что даже старец не принимает пророка, он его прогоняет «с улыбкой самолюбивой» , что говорит о полном духовном и нравственном обнищании людей, их глухоте и презрению к голосу свыше.
AnnaChulyukanova3
01.03.2023
Великий русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов был рождён 29-ого января 1860-ого года в Таганроге. Его родителями были купцы. Жила семья Чеховых небедно. Маленький Антон Павлович пел в церковном хоре отцу в лавке. Своё образование будущий писатель начал в греческой школе в Таганроге. После окончания этой гимназии Антон Павлович Чехов становится студентом медицинского факультета Московского университета. В студенческие годы он начинает заниматься творчеством, сотрудничает с некоторыми изданиями, подрабатывает репетитором. Широкая известность приходит к Антону Павловичу Чехову в 1884-ом году, когда выходит первая книга его рассказов – «Сказки Мельпомены». Огромное влияние на смысловую составляющую этих произведений оказало творчество Льва Николаевича Толстого. В это время Чехов завершает обучение в Московском университете и начинает свою медицинскую деятельность. Параллельно он посвящает очень много времени творчеству. Биография Чехова сильно меняется, когда он отправляется на Сахалин, где писатель знакомится с жизнью людей, сосланных государством в ссылку. В дальнейшем его мысли об увиденном в тех краях отразятся в произведениях Чехова – «Палата №6», «Остров Сахалин», «В ссылке» и многих других. По возвращении с Сахалина, Антон Павлович Чехов приобретает себе небольшое имение. В это время, помимо литературы, он занимается общественной деятельностью. Им были написаны его знаменитые произведения – «Вишнёвый сад», «Чайка», «Три сестры» и многие другие. Из-за серьёзного заболевания писатель вынужден сменить климат, для чего он и переезжает в Ялту. Но вскоре ему приходится переехать в Германию, для лечения своего заболевания. Именно там, 15-ого июля 1904-ого года и умирает великий писатель Антон Павлович Чехов. 29 января 2015 г. исполняется 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. В преддверии юбилея писателя - самый лучший поздравить писателя – это прочитать или ещё раз перечитать его произведения.
Тема данных стихотворений – жизнь поэта в обществе и проблема его взаимоотношений с людьми. Согласно Пушкину и Лермонтову, истинный поэт – это пророк, который наделен Божьим провиденьем. Поэт томится духовной жаждой, он влачится в мрачной пустыне не зная гласа Божьего. Такой поэт не может называться поэтом истинным. Только тогда, когда ему дается всевиденье пророка, он становится истинным поэтом, целителем наших заблудших душ. Задача пророка – исцелять людей от пороков, обращать их к Богу, бичевать их недостатки ибо его устами говорит Всевышний. В пушкинском варианте мы наблюдаем, как обычный человек становится пророком. В один момент он познал все тайны мира:
И внял я неба содраганье,
И горний ангелов полет…
Вместо языка ему было дано «жало мудрыя змеи» (змея является традиционным символом знания и мудрости) , а вместо сердца «угль, пылающий огнем» , который призван освещать дорогу тем, кто заблудился во тьме. Интересен стиль, выбранный Пушкиным для написания «Пророка» . В тексте много архаичной, церковной лексики. Возникает вопрос, зачем автор так поступил? Скорей всего Пушкин хотел создать атмосферу древности и приблизиться к евангельским первоисточникам. Весь ритуал посвящения расписан очень подробно и четко, а церковнославянская лексика добавляет в текст больше выразительности и пафоса лишний раз подчеркивая, что голос поэта – это голос Бога. Пушкинский пророк смело ступает по земле и несет в души людей светлое начало. Именно таким поэтом – пророком видел себя сам автор.
У Лермонтова пророк становится не гением, а страдальцем, который обречен на вечное одиночество и полное непонимание со стороны людей, которым он стал провозглашать любви и правды чистые ученья. Лермонтов переносит пушкинского пророка в современный мир и показывает, что поэту – пророку нет места в этом мире. Удел поэта – одиночество. Пророк Лермонтова возвращается в пустыню, где он прячется от злобных преследований, где в него никто не бросает камни, где все хранит завет предвечного, который в миру был растоптан и забыт. Интересен образ старца у Лермонтова. Согласно концепции мифологического сознания Юнга, старец – это традиционный архетип, означающий мудрость и неземное познание. Мы видим, что даже старец не принимает пророка, он его прогоняет «с улыбкой самолюбивой» , что говорит о полном духовном и нравственном обнищании людей, их глухоте и презрению к голосу свыше.