Валерий Яковлевич Брюсов — поэт, организатор и "идеолог" символистского движения. Он обосновал и развил в своем творчестве особенности поэтики символистов, когда художник отказывается от социальной направленности, а на первый план выдвигает личное, субъективное начало. Познание мира происходит через внутренний, духовный опыт. Действительность отражается в двух планах: реальном и мистическом.
Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении "Юному поэту":
Юноша бледный со взором, горящим.
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим.
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй.
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий, храни: поклоняйся искусству.
Только ему, безраздельно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь мои три завета.
Молча паду я бойцом, побежденным.
Зная, что в мире оставлю поэта.
Символ рождает не логическую, смысловую, а лишь ассоциативную связь, поэтому особенностью символизма становится бессюжетность или размытость его. Основа стиха — не событие, а движение души. От вещи, от предмета идет взлет к чувству, идее.
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине...
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
("Творчество")
Как поэтично и красиво показан процесс творчества? Поэту очень важны ассоциации, которые возникают в связи с наблюдением конкретных предметов. И из реальной жизни рождается почти фантастический пейзаж:
...Я вернулся на яркую землю,
Меж людей, как в тумане, брожу,
И шумящему говору внемлю,
И в горящие взоры гляжу...
Основа стиха в поэзии Брюсова — метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонансы (игра гласных). Брюсов употребляет в своих произведениях составные эпитеты. Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха.
Мой дух не изнемог во мгле противоречий.
Не обессилел ум в сцепленьях роковых.
Я все мечты люблю, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих...
И странно полюбил я мглу противоречий
И жадно стал искать сплетений роковых.
Мне сладки все мечты, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих.
("Я")
Брюсов добивается максимального использования звучания слова. Он передает в стихе не предмет, а впечатление от него:
Если б некогда гостем я прибыл,
К вам, мои отдаленные предки, —
Вы собратом гордиться смогли бы.
Полюбили бы, взор мой меткий...
Я буду, как все — и особый.
Волхвы меня примут, как сына.
Я сложу им песню для пробы,
Но от них уйду я в дружину.
Гей вы! Слушайте, вольные волки!
Повинуйтесь жданному кличу!
У коней развеваются челки,
Мы опять летим на добычу.
("Скифы")
К концу девяностых годов Брюсов входит в круг наиболее заметных поэтов-символистов. Огромное значение для его творчества, по свидетельству самого поэта, имело общение с Бальмонтом. "...Через Бальмонта мне открылась тайна музыки стиха",— писал Валерий Яковлевич.
Я люблю большие дома
И узкие улицы города, —
В дни, когда не настала зима,
А осень повеяла холодом.
Поэты-символисты: Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Белый, Балтрушайтис во главе с Валерием Брюсовым оказали огромное влияние на общество, но вскоре испытали сопротивление, и в первую очередь Гумилева и Городецкого (акмеисты). Стихи Валерия Яковлевича выдержали испытание временем, а это главное для поэта и для поэзии в целом.
Я люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам, один;
Люблю часы святых безделий,
Часы раздумий и картин...
В теснине стен я весь на страже;
Да уловлю Господень лик!
("Люблю одно")
1. Определите жанр произведения
в) рассказ .2. Кто автор этого произведения?
б) Ф.А. Абрамов .3. В чем смысл названия рассказа? О чем плачут лошади?
б) об утрате тех времен, когда лошадью «дышали и жили» .4. Какое чувство чаще всего вызывали лошади у главного героя?
а) жалости .5. Почему лошади вызывали у автора «чувство какой-то непонятной вины пред ними»?
в) раньше, задолго до войны, к лошадям относились намного лучше .6. Как звали конюха?
в) Миколка .7. Любимую лошадь главного героя звали:
б) Рыжуха .8. Чем Рыжуха отличалась от всех остальных сородичей?
в) веселым нравом, молодым задором .9. К какой породе относилась Рыжуха?
а) мезенок .10. «Кобылка была чистая, характер весёлый, неунывающий, нервность молодости». Это сказано:
а) о Рыжухе .11.Рыжуха была на сенокосе:
а) две недели.12.У лошадей случился спор:
в) о лошадиной жизни .13.Старую кобылу звали:
а) Забава14. Старая кобыла пела песни:
б) о счастливой лошадиной жизни .15. Почему для Рыжухи было так важно, чтобы рассказ старой кобылицы оказался правдой?
в) Рыжуха поверила в то, что в жизни человека лошадь играла важнейшую роль16. Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор?
а) он не понял душевных переживаний лошади и обманул ее.Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какое впечатления на вас произвёл герасим
На меня Герасим произвёл положительное впечатление. Герасим это дворник из деревни. Он выглядит как богатырь: широкие плечи, внушительные размеры. Все поступки которые он совершал были хорошими кроме одного, того что он утопил Му-му. Качества: добрый, нежный, гордый, сильный, величавый, ласковый. Он отличается тем что он не подстраивался под барыню, но выполнял её указы. Он протестует что бы люди не под кого не подстраивались, чтобы жили своей жизнью, одной фразой, он протестовал против крепостного права.