валиханов (султан чеккан-чингисович) - чингисханид, правнук знаменитого аблай-хана и внук султана вали-хана , киргиз средней орды, родился в 1835 г. в кокчетавском округе, получил образование в омском кадетском корпусе. в 1856 г. он посетил илийский край, где встреча с п.п. семеновым пробудила в нем решимость первым из образованных людей проникнуть в кашгар. переодевшись купцом, в 1858 г. он вступает в область каракиргизских кочевий и пересекает тянь-шань по маршруту: верное, иссык-куль, перевал заук, озеро чатыр-куль, перевал туругарт и кашгар. по возвращении своем, в 1859 г., он отправился в спб. для научной разработки собранного им обширного этнографического и материала; много здесь трудился, слушал лекции в университете; но в 1866 году умер, не успев издать всех результатов своего, по тому времени, интересного и смелого путешествия. немногое напечатанное им: "о состоянии алтышара или шести восточных городов китайской провинции нань-лу в 1858 - 59 годах" ("записки императорского общества", 1861, книга 3), "очерки джунгарии" ("записки императорского общества", 1861, книга 1) и, наконец, посмертная статья его, редактированная п.п. семеновым ("известия императорского общества", 1868), имеет важное научное значение и свидетельствует о разностороннем образовании и наблюдательности автора. г. грум-гржымайло.
в 968 году впервые на русь пришли кочевники-печенеги. киевский князь святослав воевал с византией и был далеко от дома. недалеко от города был только небольшой отряд воеводы претича.
отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.
хитрость воеводы претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что святослав далеко от киева, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой отряд, а князь с бесчисленным войском идет следом. печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.
повествование заканчивается тем, что святослав возвращается из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для человека — это мир.
летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрелами переплыть днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости претича и не одобряет святослава. это неодобрение выражается в словах киевлян: «ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». беды и голода могло бы не случиться, если бы святослав был не в переяславце на дунае, а на родной земле.
герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: претич — воевода, он заключает мир с печенежским князем; святослав — князь, княгиня ольга — его мать. не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать щимся храбрецом.
повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли. материал с сайта //iessay.ru
в «повесть временных лет» включены также народные предания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о белгородском киселе (под 997 в «сказании о кожемяке» ремесленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает русь от набега печенегов. он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя владимира — победил могучего печенежского воина. «сказание о белгородском киселе» — об обмане печенегов хитростью, когда они осадили белгород и в городе был сильный голод. тогда по совету мудрого старика остатки киселя и мёда были опущены в колодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли обратно в степи.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Выпишите определения из сказки муму о !