Я специально хочу выделить повесть "Вечер накануне Ивана Купала", входящую в знаменитые "Вечера на хуторе близ Диканьки". Это произведение - одно из тех, что впиваются в душу и не забываются никогда.
Батрак Петро Безродный влюблен в дочь своего хозяина. За душой, как водится, ни гроша. Хозяин Петра, козак Корж, знать такого жениха не желает. Бедный хлопец не находит лучшего выхода, как связаться с нечистой силой. Ради своей любви он стойко переживает ужас купальской ночи, когда мерзкая нечисть пытается затащить его в свои сети. Но в эту же ночь его руки омывает невинная кровь...
Естественно, хорошего конца не ждите. Цена счастья, купленного за сатанинское золото, - загубленные души и разбитые жизни.
Язык повествования зачаровывает. Эти простонародные выражения, яркие диалектизмы придают произведениям Николая Васильевича неповторимый колорит. Кстати, хочу заметить. Я читала "Вечера на хуторе... " и в переводе на украинский язык. И, как ни странно, воспринимается совсем не так. Это приводит меня в некое недоумение: описывается украинский быт, традиции, речь, а на украинском языке звучит по-другому. Гоголь просто уникален.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Анализ стихотворения н. а. некрасова "размышления у парадного подъезда" !
Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям...
Привычка к рабскому низкопоклонству “свободных граждан” почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
Поэт дает волю сатире, он презирает этих “холопов души” и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая низкопоклонство как должное, как “выражение уважения” к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму. Этот человек — владелец чужих судеб, именно от него зависит, какой посетитель выйдет напевая, а кто в слезах. Простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до “высокой” особы, ведь вельможа “не любит оборванной черни”, очевидно, оскорбляющей его “эстетическое чувство”. Но больше всего поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: ”суди его Бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
Покорность и всепрощение недопустимы. Некрасов возмущен долготерпением народа. Поэт выступает добровольным защитником “бесправных” и “бессловесных”. Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности — служить народу и государству, но... “счастливые глухи к добру”.
Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни “счастливого” и его кончину.
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, - как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением)...
Ибо все в этом мире поклоняются золотому тельцу, нет никаких родственных чувств, а лишь видимость их.
Но все же важнее для поэта мысль о судьбе народа, поэтому он опять возвращается к вечной теме покорности и задает вопрос, на который нет ответа.
Что же значит твой сон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Это уже не просто заступничество за народ, а призыв к бунту, воззвание патриота, не имеющего сил молчать, видя несправедливость власти и бессловесную покорность народа, не умеющего, а может, и не желающего подняться на собственную защиту.