сечь представляла собой «беспрерывное пиршество». там были и ремесленники, и купцы с торговцами, но большая часть гуляла с утра до вечера. на хортице были и те, кто никогда не учился или бросил академию, а были и учёные козаки, были беглые офицеры и партизаны. всех этих людей объединяла вера во христа и любовь к родному краю.
остап и андрий быстро прониклись царившей там атмосферой и влились в ту среду. отцу это не нравилось – он хотел, чтобы сыновья закалялись в битвах, поэтому обдумывал как бы поднять сечь на подобное событие. это приводит к ссоре с кошевым, который не хочет начинать войну. тарас бульба не привык, чтобы было не так, как он хочет: он задумал отомстить кошевому. он подговаривает своих товарищей напоить остальных так, чтобы они свергли кошевого. план бульбы срабатывает – новым кошевым избран кирдяга – старый, но мудрый козак, боевой товарищ тараса бульбы.
глава 4тарас бульба общается с новым кошевым по поводу военного похода. однако тот, будучи рассудительным человеком, говорит: «пусть народ соберётся, но только своею охотою, никого принуждать я не буду». но на самом деле под таким разрешением скрывается желание снять с себя ответственность за нарушение мира между государствами. на остров прибывает паром с козаками, которым удалось бежать. они привозят неутешительные новости: ксендзы (католические священники) ездят на повозках, запрягая в них христиан, жидовки из поповских риз шьют себе наряды, а людям не без одобрения жидов отмечать христианские праздники. такое беззаконие разозлило козаков – никто не имел права так оскорблять их веру и народ! и стар и млад готов защищать свою отчизну, биться с поляками за посрамление веры и набрать добычи с захваченных деревень.
запорожцы зашумели, кричат: «перевешать всю жидову! пусть не шьют жидовки из поповских риз себе юбки! » эти слова возымели огромное влияние на толпу, которая сразу же ринулась ловить жидов. но один из них, янкель, говорит будто знал покойного брата тараса бульбы. бульба сохраняет янкелю жизнь разрешает ему ехать с козаками на польшу.
глава 5земля полнится слухами о военной славе запорожцев и об их новых завоеваниях. козаки передвигались ночью, а днём отдыхали. тарас бульба с гордостью смотрит на сыновей, которые возмужали в битвах. остапу, казалось, на роду было написано быть воином. он проявил себя как смелый воин, аналитическим умом. андрия же привлекала больше романтическая сторона путешествия: рыцарские подвиги и битвы с мечом. он действовал по велению сердца, не прибегая к особым размышлениям, и подчас ему удавалось совершить то, что ни один опытный козак не смог бы провернуть!
войско пришло в город дубно. запорожцы полезли было на вал, но оттуда на них посыпались камни, стрелы, бочки, мешки с песком и горшки с кипятком. запорожцы быстро смекнули, что осада – не их сильная сторона, и решили взять город измором. вытоптали на конях все поля, уничтожили посевы на огородах, а потом расположились куренями. остапу и андрию не по нраву такая жизнь, но их подбадривает отец: «терпи козак – атаманом станешь! »
есаул привозит остапу и андрию иконы и благословенье от старой матери. андрий скучает за ней, но не хочет возвращаться, хоть чувствует сжимающую сердце духоту. ночью он любуется небом и .уставшие за день воины уснули. все, кроме андрия. он бродил по куреню, глядя на богатую природу. вдруг он случайно замечает некую фигуру. незнакомкой оказывается женщина, в которой андрий узнаёт татарку, прислуживающую той сомой панночке, в которую он был влюблён. татарка рассказывает юноше о страшном голоде, о панночке, которая много дней ничего не ела. оказывается, панночка видела андрия среди воинов и тотчас же вспомнила его. она велела служанке отыскать андрия и попросить передать немного хлеба, а ежели тот не согласится, то пусть приходит просто так. андрий незамедлительно приступает к поиску запасов, но козаки поели даже приготовленную с излишком кашу. тогда молодой козак аккуратно вытаскивает мешок с продуктами из-под остапа, на котором тот спал. остап просыпается лишь на мгновение и тут же засыпает вновь. андрий тихо крадётся по куреню к татарке, которая пообещала провести его в город по подземному ходу.
андрия окликает отец, , то женщины до добра не доведут. козак стоял ни жив ни мёртв, боясь пошелохнуться, но бульба быстро уснул.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Произведение построено на антитезе: оно состоит из двух частей, противопоставленных друг другу, — из описания мира природы и описания человеческого общества. В первой читатель видит безжизненный пейзаж:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной…
На этой бесплодной почве мог вырасти только одинокий анчар, всему чуждый и всему угрожающий. Поэт дает этому объяснение: его природа «в день гнева породила». Все живое сторонится тлетворного дыхания анчара: «и птица не летит, и тигр нейдет» — сказывается инстинкт самосохранения. Даже «вихорь черный», коснувшись анчара, становится смертоносным, а дождь, стекающий с его ветвей, превращается в яд. Да и сам анчар,«как грозный часовой», стоит на границе пустыни, никого не подпуская к себе (неслучайно в первых вариантах была еще одна строфа, в которой речь шла о попытках приближения живых существ к анчару).
Вторая часть раскрывает мир человека: теперь уже речь идет о человеческих взаимоотношениях. Владыка, князь, по своему желанию, может послать лишь только«взглядом властным» другого человека, раба, на верную смерть. А все ради того, чтобы утвердить собственную власть над соседями, обрекая и их на рабство и гибель.
Раб прекрасно понимал, что послан на верную смерть, но все-таки «послушно в путь потек», и владыка понимал, что он посылает на смерть другого человека, который был рожден таким же свободным, как и он сам. В небольшом лирическом произведении Пушкин сумел раскрыть суть не природных, а социальных отношений между людьми. Он осудил общество, в котором правят антигуманные законы: именно социальные отношения превращают одного человека во владыку, действующего во вред другому человеку абсолютно сознательно, а другого — в послушного раба. Таким образом, в них все человеческое, данное от природы, искажено.
И хотя «бедный раб», безусловно, вызывает сочувствие у автора, но он абсолютно лишен воли, даже смерть встречает молча (хотя в черновиках был вариант, когда «и лег он, испуская крики»). В окончательном варианте он безгласен даже в предсмертном отчаянии. А владыка у Пушкина наделен эпитетом «непобедимый». Почему? ответ вполне очевиден: до тех пор пока в обществе будут бессловесные рабы, беспрекословно подчиняющиеся любому приказу (даже «властному взгляду»), владыка останется непобедимым.
Такое обличение античеловечности деспотизма подчеркнуто совершенством художественной формы стихотворения «Анчар». Ключевыми становятся слова «яд»,«ядовитый», «смертная смола». Антитеза«владыка» — «раб» усилена выразительными эпитетами: «властный взгляд» — «послушно»,«бедный раб» — «непобедимый владыка». Примечательно, что даже стрелы становятся у него «послушливыми», то есть лишенными активного действия (а сначала были«губительными», «догадливыми»).
Глаголы подчеркивают власть и принуждение: послал — потек. Анафора и градация усиливают эмоциональное напряжение:
Принес он смертную смолу…
Принес — и ослабел и лег…
В целом стихотворение звучит очень торжественно благодаря старославянизмам (древо, жаждущих, вихорь, хладными, чело), ставших уже архаизмами, а также инверсии — «в пустыне чахлой и скупой», «лист его дремучий», «зелень мертвую ветвей». Удивительно, но традиционный для Пушкиначетырехстопный ямб звучит в этом стихотворении почти как гекзаметр Гомера.
В «Анчаре» Пушкин воплотил свои представления о добре и зле, о тирании и рабстве. Образ ядовитого древа из легенды расширяется у поэта до обобщенногосимвола вселенского зла.