стихотворение наиболее ярко иллюстрирует изменения в творческом мировоззрении поэта в связи с переломными событиями европейской начала 30-х годов xix века – уходом эры романтизма и торжеством буржуазно-прагматической эпохи. романтическая атмосфера – источник поэтического вдохновения тютчева – была разрушена хаосом июльской буржуазной революции.
мы видим, что лирический герой поэта не может расстаться с миром «безмолвных, светлых и прекрасных» теней прошлого, романтическим миром гармонии. поэтому он дает своеобразный «обет молчания», символически убегая от внешнего суетного мира, «наружного шума», прячется в своих внутренних переживаниях в попытке сохранить цельность души.
сравним также воплощение этой романтической идеи в стихотворениях тютчева «душа моя – элизиум теней…» и «сон на море»: мотив молчания дополняется и усиливается в них образом теней «безмолвных, светлых и прекрасных» и мотивом «болезненно-яркого, волшебно-немого» сна как символическими отражениями внутреннего, скрытого от повседневной суеты духовного мира героя.
в первых двух частях стихотворения образно обозначены истинные, ценные для тютчевского героя источники вдохновения, духовной силы, «таинственно-волшебных дум»: это ночные звезды (высший, божественный образ) и водные ключи (земной, природный образ). таким образом, человек, по тютчеву, должен ощущать свою причастность как к земному, так и к небесному. его внутренний покой – результат гармонии с природой и богом. внутренний мир, жизнь души – это личная вселенная человека, его собственный микрокосмос. не случайно «чувства и мечты» сравниваются здесь с солнцем: подобно ему, они «встают и заходят» в «душевной глубине».
лирический герой занимает уединенно-созерцательную позицию, что передается глаголами-призывами абстрактно-символического значения («любуйся», «питайся», «внимай») и усиливается троекратным повтором «молчи», которое звучит почти как мистическое заклинание, как бы отождествляющее «посвященного» читателя с тютчевским героем.
само понятие «молчание» в этом стихотворении приобретает расширительный символический смысл. не случайно оно повторяется трижды, замыкая каждую из строф (эпифора).во-первых, его следует рассматривать как поэтический призыв к читателю хранить тайну движений души, загадочную полноту невысказанной мысли («молчи, скрывайся и таи // и чувства и мечты свои…»).
во-вторых, «silentium» можно понимать как вынужденную «немоту» поэта, его символический протест против пошлости «наружного шума», мира обыденного сознания.
в-третьих, тютчевское «молчание» – своеобразный вариант воплощения романтического мотива одиночества, идеи невозможности истинного и абсолютного взаимопонимания между людьми («другому как понять тебя? »).
наконец, еще одно значение понятия «silentium» – это бессилие слова для передачи внутренних движений души, сложных человеческих чувств и переживаний («мысль изреченная есть ложь»).
совокупность этих значений дм. мережковский («две тайны поэзии: некрасов и тютчев») образно и точно определил как «словобоязнь» и «религия молчания». мотивы «словесной тайны» и «языкового бессилия» последовательно развиваются и по-разному варьируются в классической , в частности, – в лирике а.а. фета (ср. «как беден наш », «людские так грубы слова…»).
В начале повести дается рассказ о выборе причудливого имени главного героя, Башмачкина Акакия Акакиевича, титульного советника.
Изрядное количество молодых людей, обладающих чинами выше класса его чина, смеялись над ним, осыпали бумагами, толкали локтями. И только когда ему было совсем не по силам терпеть, не понимая такой жестокости, он просил оставить его, голосом, вызывающим сострадание. Служба Акакия была в переписывании бумаг, но исполнял он ее любовью и видел в свое работе особенный мир. И находясь дома, он не мог отвлечься от своего любимого дела. Написавшись всласть, он укладывался спать, ожидая на следующий день новое переписывание.
Но даже столь размеренную жизнь может изменить внезапное событие. В какой-то из дней, которым всегда сопутствовал петербуржский морозец, Акакий Акакиевич, разглядывая свою старую шинель (ее даже прозвали капотом), понимает, что она прохудилась на плечах и спине. Вначале он решает заштопать ее у Петровича, портного, но тот утверждает, что ничего сделать с ней нельзя, а следует сделать новую шинель. Цена кажется Акакию завышенной, но уговорить Петровича на меньшую не выходит. Убедившись, что новая шинель необходима, Башмачкин начинает во многом ограничивать себя, дабы накопить названные Петровичем восемьдесят рублей.
Вся жизнь его преображается: живет он мечтой о новой шинели, ежемесячно интересуясь у Петровича о ней. Однако, стоимость выросла до ста рублей, но вот наконец они вместе с Петровичем едут на рынок. Все:сукно, коленкор для прокладки шинели, воротник, да и сама работа— оказалось высшего качества. Из-за нахлынувших вновь холодов, титульный советник принаряжается в новенькую шинель. Это вызывает бурю эмоций в департаменте: все расхваливают покупку, заставляя Акакия устроить в эту честь вечер. На его счастье, один из служащих, будучи именинником, позвал всех чаевничать.
После дня, ставшего для него огромным событием, Акакий Акакиевич дома с удовольствием обедает и, отдохнув и побездельничав, отправляется к знаомому чиновнику. И вновь его шинелью восхищаются, но вскоре начинается игра в карты, а затем и ужин, шампанское. Вовсю веселясь, Башмачков осознает, что час поздний, и отправляется домой. Весь взбудораженный, он даже пытается догнать неизвестную ему даму, но через какое-то время опустевшие улицы невольно начинают его пугать. Посреди пустой площади его остановили несколько усатых людей и украли такую дорогую для Акакия шинель .
Обеспокоенный горем Акакий Акакиевич не получает от частного пристава. В департаменте, где его вновь спустя день могли увидеть в старом пальто-капоте, все стали жалеть Акакия и, искренне стремясь даже пыталась скинуться. Но, в итоге практически ничего не набрав, советуют побывать у значительного лица. Лицо, основанием системы которого была строгость, делает выговор Башмачкину за обращение, как ему показалось, не по уставу. После этого Акакий падает со страшной лихорадкой и через некоторое время умирает. Начинают ходить слухи о мертвеце, забирающем у моста ночью со всех шинели.
Подозрения падают на Башмачкина, но поймать мертвеца не выходит. Значительное лицо, для которого не было далеко сочувствие, услышав о смерти Акакия, был ужасно этим обеспокоен и поехал развеяться. Но во время пути неожиданно его схватили за шиворот. Это был не кто иной, как Акакий, снимающий его шинель. Это событие заставляет перестать его докучать всем своей строгостью. Мертвец же перестал появляться. Лишь позднее встретилось привидение выше ростом с огромными усами.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Написать сочинение на комедию "недоросль" вот план: 1. введение. комментарий с тесная связь и . обоснование выбора произведения. 2. основная часть. с какой целью написано произведение? какие события волнуют автора? как влияет выбор жанра на изображение героев и событий? какие черты героев выделяет автор(цитаты)? каково авторское отношение к героям и событиям? какие художественные приемы созданию образов и выявляют авторскую позицию? 3. заключение. какого мое отношение к героям и событиям?
Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых.
Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение самой Простаковой.
Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу.
Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению.
“Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите”.
У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: “Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”.
Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: “ Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моит воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться” А госпожа Простакова всегда вторила ему: “ Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!”
Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив.
Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,- любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: “ Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечала: “ Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением.
Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: “ Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!” “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. “Уморил! Уморил Бог с тобой!”: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”. А в ответ слышит бессердечное: “ Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. “ Ночь всю така дрянь в глаза лезла”. “ Какая же дрянь Митрофанушка?”. “ Да то ты, матушка, то батюшка”.
Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”, и добавлял, глядя на жену: “ При твоих глазах мои ничего не видят”.
Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: “ Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!” А Митрофан к своему дяде обращался: “ что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”.
Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: “издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю”. Старалась сделать из него порядочного человека: “ Да поучи хоть немножко”. “ Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему”. Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: “ Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите”. А Митрофан огрызался: “Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады”. “ Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся”. Мал и беден словарь Митрофана. “ Пострел их побери и с Еремеевной”: так он отзывался о своих учителях и няне.
Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка.
Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, но в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, Есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя