Недалеко от Парижа летом по утрам поют дрозды и скворцы. Но однажды вместо их пения раздаётся мощный и звонкий звук. Это поют все петухи в окрестностях, от старых до молодых. Любой человеческий оркестр кажется жалким по сравнению с ними. Наверное, так войска Древнего Рима встречали своего триумфатора-цезаря.
Восходит солнце, Великий Золотой Петух, его золотой огонь пронзает всё: и землю, и небо, и воздух. И становится неясно, звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами. Наконец, земные петухи смолкают.
Целый день рассказчик находится под впечатлением от этой музыки. Днём он заходит в один из домов и видит посреди двора огромного лоншанского петуха. На вопрос, не он ли так хорошо пел на заре, петух бурчит что-то, похожее на «а вам какое дело?».
Но рассказчик не обижается, ведь он — слабый жалкий человек. Его сухое сердце не вмещает неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога. Но разве не позволено и ему скромно, по-своему, быть влюблённым в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Найти художественные средства. в произведении полтавский бой
Пушкин противопоставляет Петру Карла XII.
Русский царь - "как божия гроза", он быстро мчится перед
своими полками, движения его быстры.
Петр воплощает в себе энергию и силу молодого
российского государства.
Напротив, Карл XII "бледен, недвижим".
Его несут в качалке верные слуги.
Раскрывая образ Петра, автор использует метафоры.
Одна из них- "глаза сияют", то есть излучают ликование,
радость, предчувствие скорой победы.
Ещё одна метафора – Петр "поле пожирал очами".
Пушкин использует эпитеты- "лик ужасен".
То есть для врага он грозен, а для своих войск "прекрасен".
Чтобы показать стремительность действий Петра, его силу
Пушкин использует сравнения:
"он весь, как божия гроза","могущ и радостен как бой".
В создании художественных образов участвуют постоянные эпитеты, через которые выражается авторское отношение к героям.
Кочубей-богат и горд, богат и славен, старец непреклонны, несчастный, безвинный;
Мазепа стар, коварный, злой старик, гетман скрытный, злодей,
Иуда, мрачен, тихой и угрюмый, изменник, ученик царя, святой
невинности губитель, любовник жестокий;
Мария- младая, робкая, пуглива, бедная дева краса черкасских дочерей, дева робкая;
Петр гений, прекрасен, могущ и радостен, звучный глас и т. д.
Сражение, изображённое в поэме, можно "услышать" благодаря
приёму аллитерации (намеренное повторение согласных звуков
для усиления образного и эмоционального впечатления от изображаемого.
описание Полтавского боя построено на повторении звуков
р, ш, ж, с, б для создания картины сражения, настоящего огненного
ада, когда все вокруг скрежещет, шипит и свистит.
Швед, русский — колет, рубит, режет,
Бой барабанный, крики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
В поэме много других выразительных средств, это- лишь некоторые из них.