Благородный разбойник превращается в несчастного любовника; несчастного при любом исходе событий — брак с лесным атаманом не сулит возлюбленной ничего, кроме тревоги, испытаний и — в каком-то смысле — позора. Его счастье равносильно ее несчастью, и наоборот, а счастья друг без друга они не мыслят. Потому-то, когда Марья Кириловна, сосватанная за старого утонченно-сластолюбивого князя Верейского, просит ее похитить, Д. — чья мечта исполняется! — закрывает глаза руками и, кажется, задыхается от невидимых слез ужаса. И при этом — в его сердце все равно «нет места ненависти» ; по самоощущению он не атаман, не народный мститель, он — дворянин, он — человек. Зато социальная жизнь, обрекающая его, — бесчеловечна. В том-то и состоит истинная трагедия Д. , в том-то и заключена истинная вина Троекурова, что честный русский дворянин, романически привязанный к отцу, к дому, к мысли о семье, поставлен в положение, из которого вообще нет выхода. (Кистеневская роща — это уход, а не выход. ) Беспросветная нищета равнозначна социальному самоубийству; подчинение троекуровскому самодурству равнозначно потере дворянского (оно же человеческое) достоинства; бунт, во-первых, лишает надежды на счастье, во-вторых, не может быть до конца благородным.
Если кратко, то причины, которые повлияли на поражение - это любовь, прозрение и месть.
Великолепие родной природы в стихах Александра Сергеевича Пушкина раскрыто полностью, в родной природе поэт черпал вдохновение. Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы. Но очень часто поэт использует слова вполне обычные, из бытовой речи. И с такой же точностью достигает результата. Сравним два известных пушкинских стихотворения о зиме:
"Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!"
В этом стихотворении лексика возвышенная, она передать ослепительную картину солнечного зимнего утра и приподнятое настроение автора. Поэт, как художник яркими красками рисует зиму, ее снежные покровы великолепны:
"Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;"
Вот еще одно с детства любимое стихотворение о зиме:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Здесь настроение совсем другое, поэт хочет донести до читателя не описание восхитительного пейзажа, а свое ощущение от снежной вьюги за окном. В отличие от ямба в первом случае, он выбрал хорей - размер народных песен и прибауток. И слова он выбирает более "народные ": "лачужка", "старушка". Трудно поверить, что в этот момент Пушкин находился в лачуге. Даже если он остановился в избе, то это, наверняка, была чистая добротная изба. Но эти слова ему нужны для создания особого настроения: оно, вроде бы, грустное из-за зимы и вьюги, но в то же время в нем есть скрытая веселость автора, его ирония, юмор, желание пошутить и улыбнуться,
"Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?"
Потому, когда читатель доходит до слов : "Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей, -" он понимает, что, собственно, никакого горя и нет. Просто погода такая.
О зиме Пушкин написал немало, это время года он любил, так же как любил зимние забавы: санки, катание в санях, запряженных лошадьми. Интересные поэтические строки посвятил Пушкин и весне, хотя известно, что он не очень жаловал это время года. Однако известный отрывок из романа в стихах Евгений Онегин доказывает, что и весна вызывала вдохновение у великого поэта:
"Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга."
Уже самая первая строка, слова "гонимы", "вешние", которые так редко используются в обычной речи, дают нам понять об особом настроении, которое вызывает пробуждение природы от зимнего сна. А продолжение стихотворения заставляет радостно улыбаться в предчувствии чего-то хорошего:
"Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса."
Что же касается лета, то Пушкин, обладавший хорошим чувством юмора, признавался:
"Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные губя,
Нас мучишь."
Видимо, жара была не по душе стихотворцу, он ждал осени, которую любил всей душой. Для Пушкина это было самое плодотворное время года, потому об осени и написано такое большое количество прекрасных стихотворений. Даже самые унылые картины осени вызывали вдохновенье,
"Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса..."
"Багрец", "золото", "прощальная краса", "очей очарованье" - каждое из этих слов лишь подчеркивает, как дорога осень поэту, он готов находить самые превосходные выражения. Есть и другие строфы, в которых Пушкин подтверждает, что из всех времен года ему больше всего нравится осень. Он согласен с тем, что другим приятнее лето или весна, но согласен оказаться в меньшинстве и любит то, что не нравится другим:
"Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт."
Именно осенью поэту хорошо писалось, как известно, много его лучших стихотворений - и не только о природе - было написано как раз осенью. А осень, которую Александр Сергеевич провел в местечке Болдино, известная как Болдинская осень, стала расцветом его творчества. Почитаешь стихи Пушкина об этой поре года и тоже начинаешь ждать времени, когда "роняет лес багряный свой убор..."
Объяснение:
С сайта: НАзвания нет
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Бунин "летняя ночь" краткое содержание для читательского дневника.
Форма стихотворения, датированного 1912 г., необычна. Произведение написано белым стихом: ритмизованный поэтический текст лишен рифмы, окончания фраз не совпадают с концовкой строк. Перечисленные приемы создают эффект прозаизации, имитации обычной речи.
Комплекс стилистических средств придает диалогу матери и сына максимальную естественность, легкость, правдоподобность. Женщина и ребенок сидят обнявшись на ступеньках балкона, выходящего в густой сад. Вечерние сумерки сгущаются, мальчик в полусне просит мать достать звезду с неба, чтобы поиграть с ней. Реплики говорящих, их мимика и позы — все свидетельствует о самых нежных трогательных отношениях, полных любви и внимания.
Ребенок засыпает. Умиротворение тихой ночи передается пейзажной зарисовкой, в которой акцентированы две детали: шорох листвы и «тонкий свист» степных сурков. Природа наделена душой и полна жизни, что подчеркивается характерным для поэтики Бунина приемом — олицетворением: сумрак «идет», деревья «лепечут», степные грызуны «скликаются».
Внимание автора переключается на образ матери, в котором присутствуют детали, на первый взгляд противоречивые, — «большие грустные глаза» и «счастливый вздох». Очевидно, что мальчик с «худым личиком» не отличается крепким здоровьем. С лаконичных средств поэт передает всю гамму материнских чувств: любовь и тревогу, счастье и страдание.
Женщина обращает взгляд на «далекую звезду», чей прекрасный свет привлек внимание ребенка. Лирическое повествование завершается философским выводом: чистые души на бескорыстную любовь, уподобляются «небу бездонному» и спокойному свету ночных звезд.
Особенности проблематики «Летней ночи» сближают ее с ранним стихотворением «Мать», в котором сила любви и готовность к самопожертвованию возвышают конкретный образ матери до обобщенного образа Богородицы, защищающей род человеческий от природных бурь и искушений времени. Интонации «Летней ночи» не так торжественны, не столь очевидны иконописные черты в лике матери, но идентична трактовка материнской любви как высшей священной силы. Это чувство — земное отражение картины гармоничного мироздания, непостижимой и вечной божественной сути.
За лаконичностью и видимой простотой стиля «Летней ночи» скрывается сложное идейное содержание, напрямую связанное с философской концепцией бунинского творчества.