ответ:Повесть В. Быкова «Обелиск» - очень тяжёлое произведение о войне, которое, однако, не оставит равнодушным никого. И, несмотря на его «тяжесть», его хочется перечитывать время от времени. Хотя бы для того, чтобы напоминать себе, что есть герои, есть такие люди, как Алесь Мороз. О том, что память о них и об их подвигах должна жить вечно.
Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.
Вот такой был человек Алесь Мороз. Жил не для себя – и погиб ради других. Погиб безрассудно – зная, что, идя в лагерь к врагу, он не только не захваченных ребят, но и себя погубит. Хотя и здесь можно порассуждать на тему того, что такой человек, как Мороз не вынес бы, если бы он выжил, а его воспитанники – нет. Зная, что немцы обещали отпустить ребят, если к ним придёт их «главарь», их учитель, он бы до конца жизни проклинал себя за то, что не воспользовался этим шансом. Да и не мог он им не воспользоваться. Не мог.
Из всех его захваченных в плен воспитанников выжил только Павел Миклашевич, впоследствии также ставший школьным учителем и положивший жизнь на то, чтобы люди знали правду об этой истории. Но и его война «в когтях подержала» - да так, что вырваться он из этих когтей так и не смог. Не восстановилось здоровье, умер молодым – в 36 лет. Его стараниями был поставлен памятник жертвам этой трагедии – тот самый обелиск из названия повести.
По времени нашлись люди, которые говорили, что есть герои и похлеще Мороза, что погиб он безрассудно. Даже то, что он не убил ни одного немца – а потому не может считаться героем. Вот оно – обесценивание во всей красе. Впрочем, многие люди даже не задумываются, о чём говорят – им всё заранее ясно. Их мировоззрение твердо и недвижимо. Всё, что происходит вокруг, видится лишь сквозь призму их убеждений. Всё подгоняется под определённые рамки, за которые они не заглядывают. Хорошие люди, честные. Только вот бездушные.
В творчестве Лермонтова отражаются мысли и настроения эпохи 30-х годов XIX века, времени тяжелейшей политической реакции.
Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы. Граница — 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.
Таким образом, основные мотивы лирики Лермонтова — это:
жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»);
осмысление судьбы своего поколения («Дума»);
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Из Гете», «Выхожу один я на дорогу…»);
призвание поэта и высокое предназначение поэзии («Поэт», «Пророк»);
критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия…», «Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен…»);
любовь-страдание («К* («Я не унижусь пред тобою…»)»;
положение народа и Родины («Родина», «Бородино»).
На уроках в 10 классе следует уделить особое внимание изучению особенностей художественной формы лирических текстов, осмыслению ее богатства, их жанровому своеобразию, специфике поэтических интонаций, фоническому и ритмико-мелодическому совершенству.
В центре первых уроков по лирике Лермонтова — анализ стихотворений «Дума» и «Как часто, пестрою толпою окружен…», основной пафос которых — критика общества, ирония и упрек своему поколению в пассивности. На уроках необходимо учить анализу поэтического текста, показывать, какой может быть интерпретация текста, поэтому во и задания уроков должны быть более подробными, многочисленными, что направить осмысление стихотворений в нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. На последующих уроках во и заданий может быть меньше: интерпретации текста, созданные школьниками, становятся более самостоятельными.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Часть i. 1. соотнесите автора и произведение. 1) а. с. пушкин а) «к статуе петра великого» 2) м. в. ломоносов б) «ангел» 3) м. ю. лермонтов в) «песнь о вещем олеге» 4) г. р. державин г) «на птичку» 2. соотнесите термин и определение. 1) былина а) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека 2) композиция б) изображение неживых предметов в виде живых существ 3) рассказ в) яркое, меткое народное выражение, часть суждения без вывода 4) драма г) построение художественного произведения 5) поговорка д) пьеса, предназначенная для постановки на сцене 6) олицетворение е) картина природы в художественном произведении 7) пейзаж ж) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях часть ii. : выберите один правильный вариант, в ответе укажите только букву. 1. какая библейская была изображена на картинках в доме смотрителя? а) всемирный потоп; б) блудного сына; в) воскрешение иисуса христа; г) давида. 2. кем по роду своей деятельности был микула селянинович? а) купец; б) пахарь; в) князь; г) разбойник. 3. с кем боролся петр в «повести о петре и февронии муромских»? а) со змием; б) с поляками; в) с драконом; г) ни с кем. 4. какие события изображаются в трагедии «борис годунов»? а) война с поляками; б) воцарение на престол петра i; в) татаро-монгольское иго; г) смутное время. 5. какой город восхваляет поэт в поэме «медный всадник»? а) новгород; б) санкт-петербург; в) москву; г) киев. 6. как звали главного героя повести «станционный смотритель»? а) иван; б) пафнутий; в) самсон; г) семен. 7. почему иван грозный казнит калашникова? а) за убийство опричника; б) за предательство; в) за убийство жены; г) за воровство. 8. жанр оды связан в с именем… а) в.жуковского; б) а.с.пушкина; в) м.ю.лермонтова; г) м.в.ломоносова 9. автор строк: «что имеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь… леность ведь мать всему дурному… добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее»: а) м.в. ломоносов; б) владимир мономах; в) а.с. пушкин; г) г.р.державин 10. какой волшебный предмет должен был выковать кузнец ильмаринен для злой лоухи? а) меч-кладенец; б) лук для стрел; в) плуг; г) мельницу сампо 11. кому из героев принадлежат известные слова «есть ли ещё порох в пороховницах»? а) андрию б) остапу в) тарасу бульбе г) бовдюгу часть iii. : дайте краткие ответы на вопросы 1. к какому циклу былин относится былина «садко»? 2. сколько произведений входит в цикл «повести покойного ивана петровича белкина»? 3. какой художественный приём использовал м.ю.лермонтов в стихотворении «когда волнуется желтеющая нива»? …и прячется в саду малиновая слива… …из-под куста мне ландыш серебристый качает головой 4.какое слово должно быть на месте пропуска? укажите это слово, назовите автора стихотворения. < …> юношей питают, отраду старым , в счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут. 5. назовите героя, автора, название произведения. «долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых ассигнаций. слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл…» 6. назовите героя, автора и название произведения? на берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел. пред ним широко река неслася; бедный челн по ней стремился одиноко. 7. назовите героя и название произведения, из которого взят отрывок: < …> увидел – велики потери и к оливье такое слово держит: «собрат, я вам клянусь царём небесным, весь луг телами рыцарей усеян». 8. назовите музыкальный инструмент, под который в древности исполнялось пение былин. 9. назовите главную проблему «песни про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова» м.ю.лермонтова. 10. почему тарас бульба так скоро принял решение поехать с сыновьями на сечь? 11.чем отличается пословица от поговорки? дайте ответ на вопрос, по одному примеру пословицы и поговорки.
часть 1
1. 1 - в, 2 - б, 3 - а, 4 - г
2. 1 - ж, 2 - г, 3 - а, 4 - д, 5 -в , 6 - б, 7 - е