Виктор Петрович Астафьев. Рассказ «Рукою согретый хлеб».
«…Человек русский сделался за последние десятилетия еще более одинок и всеми покинут…"затеси", эти мимоходные зарубки и меты на стволах "древа жизни", хоть немножко, хоть чуть-чуть обозначат ему просвет впереди, укажут тропинку к собеседнику, утешат его в горькой этой и все более и более духовно и материально нищающей жизни, а кого, быть может, и образумят, заставят вспомнить о Боге и ближнем своем…» - в этом видел Виктор Петрович Астафьев свое писательское предназначение.
«Затеси» - это мысли об увиденном зрелого человека, человека с большим жизненным опытом немало испытаний, но оставшегося сострадать и сочувствовать. Небольшие зарисовки из жизни, не глобальные исторические события, не судьбы страны, но краткие мгновения жизни людей. Но как они значимы, как внимателен автор к «мелочам», как интересна для него вся жизнь и в большом, и в малом!
В рассказе «Рукою согретый хлеб» звучит тема « Человек на войне».
Тема, ставшая знаковой в русской литературе 20 века. Человек проверяется на прочность, на героизм, на сформированность человеческих качеств: выстоять, не сломаться, не предать. Эта тема нам очень близка, тем неожиданнее прочитанное в рассказе «Рукой согретый хлеб» - частность происходящего ожесточенных войной людей на милосердие и сострадание.
Идея новеллы, на наш взгляд, очень не типична для темы войны в русской литературе - может ли человек остаться на войне человеком? но и человеком с живой, сострадающей другому, не близкому человеку, душой?
Название рассказа несет глубочайший, выстраданный годами после войны, смысл рассказа:
хлеб - это тепло русской печки, запах ржаного поля под горячим июльским небом, руки мамы… рукою согретый. Инверсия в названии усиливает смысловую нагрузку «рукою».
Сюжет прост и прозрачен, короткий эпизод в нескончаемой ленте войны. Возможно, на войне, он не воспринимался так значимо. Лаконичность сюжета, практически отсутствие отступлений и рассуждений автора, сосредотачивают читателя на глубине переживаний.
Начинается рассказ жестко, без вступления, и сразу четкая эмоциональная оценка происходящего: «Глухим зимним метельным утром …мерзлые буханки хлеба…есть хотелось нестерпимо» ; нет четкого обозначения времени, только косвенное «окопы» и в конце рассказа конкретно «шла зима сорок четвертого, было холодно и тоскливо», когда читатель прочувствовал полную меру испытания героев. Читатель чувствует диссонанс происходящего « топора с собою не было»- на хлеб с топором? В то же время подчеркивается обыденность происходящего, о героях рассказа говорится подчеркнуто просто, не богатыри, не герои - уставшие, голодные люди. У рассказчика «болит горло», такая не военная болезнь.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинение по пушкина *капитанская дочка* на тему проблема чести и долга в произведении а.с.пушкина «капитанская дочка» ( на примере образов гринёва и швабрина i) «береги честь смолоду». мужество и благородство проявляются в жизненных испытаниях. ii. основная часть. 1. гринёв и швабрин- представителя дворянства. что у них общего? ( близки по возрасту, дворяне, офицеры, служат в белогорской крепости, влюблены в машу миронову, невольные участники пугачёвского восстания) 2. швабрин и гринев-герои антиподы: а героев б) первое появление в романе в) портреты героев, динамика портретов г) поступки, отражающие внутреннюю свободу (несвободу) героев. поведение героев в ситуациях нравственного выбора. в) черты личности героев г) динамика (статика) характера героев д) речевые характеристики героев е) оценка героев другими персонажами 3. отношение героев к людям. 4. отношение героев к маше мироновой. любил ли швабрин машу? ( почему швабрин не выдал машу восставшим. что он предпринимает. что предпринимает гринев, чтобы машу.) iii. заключение. как судьба героев соотносится с эпиграфом. объясните смысл пословицы. кто из героев сохранил свою честь. вызывает ли это уважение читателя. авторское отношение к героям
1) Произведение заставляет задуматься о том, кто же такие "настоящие друзья"
2) Позволяет увидеть поистине добрых людей
3) Довольно коротко, но к тому же неимоверно интересно
4) Современный школьник, читая это произведение, может узнать о том времени. когда его еще не было (как жили люди, когда не было таких значительных достижений в развитии различных технологий)
5) К тому же, в рассказе раскрывается значение роли учителя в жизни человека
Учит:
6) Быть смелым встать на защиту других
7) Не забывать о том, что было тебе дорого
8) Не грустить по пустякам
9) Даёт понятие того, что чтобы не говорили окружающие, их действия на самом деле показывают их отношение к тебе
10) Т.к. раскрывается довольно много различных тем, очень хорошо подойдет для аргументов в ЕГЭ