ответ:
в хлебниковском списке середины xvi века автором летописи указан монах нестор, известный агиограф на рубеже xi—xii веков, монах киево-печерского монастыря. хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи xviii—xix веков считали нестора первым летописцем, а «повесть временных лет» — первой летописью[9]. изучение летописания лингвистом а. а. шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «повести временных лет», а сама «повесть временных лет» не является единым произведением[9]. в настоящее время признаётся, что как отдельный самостоятельный памятник «повесть временных лет» не сохранилась[9]. её старшими и основными списками являются лаврентьевская летопись, где отразилась 2-я редакция «повести временных лет», и ипатьевская летопись, где отразилась 3-я редакция «повести временных лет»[9]. при этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается «повесть временных лет». некоторыми исследователями считается, что один из редакторов «повести временных лет» лично побывал в ладоге — им дано самое древнее описание археологических находок на руси[10], которое содержится в статье «повести…» за 1114 год: «пришедшю ми в ладогу, поведаша ми ладожане, яко сде есть, егда будеть туча велика, и находять дети наши глазкы стекляныи[11] и малыи, и великыи, провертаны, а другыя подле волхов беруть, еже выполоскываеть вода, от них же взях боле ста; суть же различь»[12].
наиболее подробно проблемы источников и структуры пвл были разработаны в начале xx века в трудах академика а. а. шахматова. представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.
вторая редакция читается в составе лаврентьевской летописи[13] от 1377 года и других списках[14]. третья редакция содержится в составе ипатьевской летописи, где старейшие списки — ипатьевский (xv век) и хлебниковский (xvi век)[15]. в одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное произведение, «поучение владимира мономаха», датируемое 1117 годом.
по гипотезе шахматова, поддержанной д. с. лихачёвым и я. с. лурье, первый летописный свод, названный «древнейшим», был составлен при митрополичьей кафедре в киеве, основанной в 1037 году. источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах никон, один из создателей киевского печерского монастыря. затем в 1093 игуменом киево-печерского монастыря иоанном был создан «начальный свод», который использовал новгородские записи и греческие источники: «хронограф по великому изложению», «житие антония» и др. начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части новгородской первой летописи младшего извода. нестор переработал начальный свод, расширил основу и привёл в рамки традиционной христианской . он дополнил летопись текстами договоров руси с византией и ввёл дополнительные предания, сохранённые в устной традиции.
по версии шахматова, первую редакцию повести временных лет нестор написал в киево-печерском монастыре в 1110—1112 годах. вторая редакция была создана игуменом сильвестром в киевском выдубицком михайловском монастыре в 1116. по сравнению с версией нестора была переработана заключительная часть. в 1118 составляется третья редакция повести временных лет по поручению новгородского князя мстислава владимировича.
объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинение по повести н в гоголя тарас бульба остап и андрий два сына одного отца
читая повести гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твердостью продолжал свой путь. гоголь открывает читателю мир “маленьких людей”, мир чиновников, чиновничьего крючкотворства в своих “петербургских повестях”.
повесть «шинель» - центральная повесть цикла - продолжает тему «маленького человека» , намеченную пушкиным в «станционном смотрителе» и «медном всаднике» . но в сравнении с пушкиным гоголь усиливает и расширяет социальное звучание этой темы. гоголь смело ринулся в защиту попранных прав, оскорбления человеческого достоинства. воссоздавая трагедию «маленького человека» , писатель возбуждает к нему чувства жалости и сострадания, призывает к социальному гуманизму, к человечности, напоминает сослуживцам башмачкина, что он их брат. также в повести автор убеждает, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.
тема «маленького человека» прозвучала также в “повести о капитане копейкине. ” в ней рассказана драматическая об инвалиде - герое отечественной войны 1812 года, прибывшем в петербург за «монаршей милостью» . защищая родину, он потерял руку и ногу и лишился каких бы то ни было средств к существованию. капитан копейкин добивался встречи с самим министром, который оказался черствым, бездушным чиновником. “маленький человек “ попал в беду, из которой нет никакого выхода. а всесильному министру нет никакого дела до несчастного инвалида.
символом государственной власти выступает и петербург - чинный, важный, утопающий в роскоши. этот город, в котором совершенно невозможно жить бедному человеку. петербург - , жестокий город, бесконечно чужд “маленькому человеку. ” к нему, этому человеку, равнодушен и министр. он не только не инвалиду, но возмутившись его “”, распорядился выслать его из столицы. вскоре копейкин стал атаманом появившийся в рязанских лесах “шайки разбойников”, грабившей казну и беднякам.