В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» автор поднимает ряд важных проблем, таких как: проблема счастья, женской судьбы, поиска истины, нравственности и проблема крестьянской жизни. Рассмотрим каждую проблему более подробно. Первая проблема, затронутая в поэме, — это проблема счастья. Представителем счастливого человека является Гриша Добросклонов. Его счастье — простое человеческое счастье, которое заключается в огромной любви к его покойной матери, к его малой родине, Вахлачине, да и к родине, Руси, в целом. Он искренне и непрестанно верит, что в Руси скажется еще сила столь несокрушимая, как и в душе самого Гриши Добросклонова. Другая проблема, поднятая автором в произведении, — это проблема женской судьбы. Ярким представителем обычной женской судьбы является Матрёна Корчагина. Единственная счастливая ночь в жизни Матрёны — это та, когда муж просил её выйти за него замуж. А далее началась обычная жизнь деревенской женщины. Матрена утверждает, что ключ от счастья женщины давно уже потерян. Следующая проблема — это проблема поиска истины. Ища ответ на вопрос «кому на Руси жить хорошо», мужики рассуждают о тех, кто мог бы быть счастливым. Одним из «счастливцев», по их мнению, является поп. Но узнав историю жизни попа, они понимают, что их мнение ошибочно. У каждого в жизни своя правда. Немаловажная проблема произведения, которую стоит рассмотреть, — это проблема нравственности. Притча «про холопа примерного, Якова верного» — поучительный пример в нравственной деградации. За свою верную службу Яков получал от своего барина лишь удары в зубы. Поливанов, барин Якова, — нравственно падший человек. Он и есть тот, кто нравственно деградировал. Последняя, но не по своему значению, проблема — это проблема крестьянской жизни. Весь народ в поэме ведёт себя по-разному. Кто-то из крестьян бунтует, а кто-то бездействует. Одни протестуют против существующих порядков, а другие смиряются со своей участью. Но всех их объединяет одно: тяжкий труд на земле.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Контрольно-измерительные материалы по родной () для проведения промежуточной аттестации в 7 классевариант 2часть а1.соотнесите авторов с произведениями.в. о. богомолов« век живи - век люби»н. а. некрасов«багульник»л. н. толстой« ангелочек»а. п. чехов«дед архип и ленька»м. горький«дедушка»л. н. андреев« отрочество»ю. я. яковлев«спать хочется»в. г. распутин«иван».2. какие средства выразительности использовал ю. я. яковлев в данном фрагменте: «женечка шла за таксой. и ей казалось, что это пламенно-рыжая собака обгорела и превратилась в такую головешку. ей захотелось заговорить с костой. расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. но она молча шла по своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника».а) эпитеты б) сравнения в) метафоры г) гипербола3. какое средство выразительности использовал н.а.некрасов в строфе: «…повеселел, оживился, радостью дышит весь дом.с дедушкой саша сдружился, вечно гуляют вдвоем».а) метонимия б) сравнения в) олицетворение г) метафоры4. какую проблему поднимает ю. я. яковлев в рассказе «багульник»? часть в1. вставьте пропущенные термины на месте пропуска: а) - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.б) - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. круг действующих лиц ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени.в) - употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии.2. чей это портрет? укажите героя, название и автора произведения.«он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть — другого слова тут не подберешь! при этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. потом энергично тряс головой — разгонял сон — и уставлялся на доску. а через несколько минут снова зевал».3. из какого произведения этот отрывок, кто его автор? «она садится на пол, чистит калоши и думает, что хорошо бы сунуть голову в большую, глубокую калошу и подремать в ней и вдруг калоша растет, пухнет, наполняет собою всю комнату, варька роняет щетку, но тотчас же встряхивает головой, пучит глаза и старается глядеть так, чтобы предметы не росли и не двигались в ее глазах».4. из какого произведения этот отрывок, кто его автор? «приближался вечер, и в воздухе стояла та особенная, тяжёлая духота, которая предвещает грозу. солнце уже было низко, и вершины тополей зарделись лёгким румянцем. но от вечерних теней, окутавших их ветви, они, высокие и неподвижные, стали гуще, небо над ними тоже темнело, делалось бархатным и точно опускалось ниже к земле. где-то далеко говорили люди и где-то ещё дальше, но в другой стороне — пели. эти звуки, тихие, но густые, казалось, тоже были пропитаны духотой. лёньке стало ещё скучнее и даже боязно чего-то…»5. о ком идёт речь, кто автор произведения? «проорав сколько нужно, он сразу умолкал, показывал язык и рисовал в черновой тетрадке карикатуру на себя, как орет, на надзирателя, заткнувшего уши, и на дрожащего от страха победителя. вся тетрадка заполнена была карикатурами, и чаще всех повторялась такая: толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика».
1.Соотнесите авторов с произведениями.
В. О. Богомолов «Иван».
Н. А. Некрасов «Дедушка»
Л. Н. Толстой « Отрочество»
А. П. Чехов «Спать хочется»
М. Горький «Дед Архип и Ленька»
Л. Н. Андреев « Ангелочек»
Ю. Я. Яковлев «Багульник»
В. Г. Распутин « Век живи - век люби»
2. Какие средства выразительности использовал Ю. Я. Яковлев в данном фрагменте:
«Женечка шла за таксой. И ей казалось, что это пламенно-рыжая собака обгорела и превратилась в такую головешку. Ей захотелось заговорить с Костой. Расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника».
Б) Сравнения
3. Какое средство выразительности использовал Н.А.Некрасов в строфе:
«…Повеселел, оживился,
Радостью дышит весь дом.
С дедушкой Саша сдружился,
Вечно гуляют вдвоем».
В) Олицетворение
4. Какую проблему поднимает Ю. Я. Яковлев в рассказе «Багульник»? _ Проблема внимания к бездомным животным.
Часть В
1. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:
А) Портрет - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Б) Повесть - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени.
В) Метафора - употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии.
2. Чей это портрет? Укажите героя, название и автора произведения.
«Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть — другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал». - Коста. - "Багульник", Ю.Яковлев.
3. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?
«Она садится на пол, чистит калоши и думает, что хорошо бы сунуть голову в большую, глубокую калошу и подремать в ней немножко... И вдруг калоша растет, пухнет, наполняет собою всю комнату, Варька роняет щетку, но тотчас же встряхивает головой, пучит глаза и старается глядеть так, чтобы предметы не росли и не двигались в ее глазах». - А.П.Чехов. Спать хочется.
4. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?
«Приближался вечер, и в воздухе стояла та особенная, тяжёлая духота, которая предвещает грозу. Солнце уже было низко, и вершины тополей зарделись лёгким румянцем. Но от вечерних теней, окутавших их ветви, они, высокие и неподвижные, стали гуще, выше... Небо над ними тоже темнело, делалось бархатным и точно опускалось ниже к земле. Где-то далеко говорили люди и где-то ещё дальше, но в другой стороне — пели. Эти звуки, тихие, но густые, казалось, тоже были пропитаны духотой. Лёньке стало ещё скучнее и даже боязно чего-то…» - М.Горький. Дед Архип и Ленька.
5. О ком идёт речь, кто автор произведения?
«Проорав сколько нужно, он сразу умолкал, показывал язык и рисовал в черновой тетрадке карикатуру на себя, как орет, на надзирателя, заткнувшего уши, и на дрожащего от страха победителя. Вся тетрадка заполнена была карикатурами, и чаще всех повторялась такая: толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика». - О Сашке. - Л.Андреев. Ангелочек.