Литературное направление и жанр
Писатель-реалист Тургенев определил жанр этих маленьких произведений, которые даже не сразу оформились в цикл, как «стихотворения без рифмы и размера». Стасюлевичу он объяснял, что такие произведения подобны эскизам или этюдам с натуры, которые пишет художник перед созданием большой картины. Но исследователи сходятся во мнении, что Тургенев лукавил и романов на эти сюжеты писать не собирался. К тому же многие стихотворения в прозе бессюжетны, как «Русский язык».
Тема, основная мысль и композиция
Если все стихотворения в прозе Тургенев в письме к Стасюлевичу назвал последними тяжкими вздохами старика, то «Русский язык» - самый горький его вздох. «Стихотворения в прозе» - прощание писателя с жизнью, родиной и творчеством. В последние годы Тургенев зимы проводил в Париже, а на лето переезжал в Буживаль под Парижем, где находилось имение Виардо. Он часто приезжал в Россию, но мог посмотреть на события, происходящие на родине, со стороны.
В марте 1881 г. было совершено покушение на царя Александра II, закончившееся его смертью. После этого события в Росси наступила реакция. Александр III отменил конституционную реформу. Все ведомства обязаны были выполнять распоряжения начальника охраны. Были закрыты не только революционные, но и либеральные издания, вводилась жесточайшая цензура. Исчезла надежда на любые демократические преобразования.
Стихотворение «Русский язык» - переживания писателя по поводу событий на родине. Обращаясь к языку, Тургенев указал на ту роль языка в жизнь человека, о которой до сих пор не было сказано. Родной язык – это стержень, который пережить невзгоды в тот момент, когда рядом нет никого близкого, ни семьи, ни соотечественников, когда сам ты находишься далеко от родины и не слышишь родной речи. Родной язык – это все поколения людей, на нём говорящих, все их мысли и чувства, чаянья, все произведения литературы на этом языке. Каждый русский чувствует себя частью ныне живущих и поколений. В этом надежда Тургенева.
Тема стихотворения – роль русского языка в жизни русского человека. Основная мысль: русский язык вобрал в себя всю мудрость великого народа, он – последняя надежда и опора любого говорящего на нём. Стихотворение целиком отражает всё богатство мысли Тургенева. Это единое афористическое выражение. Стасюлевич назвал 5 строк стихотворения золотыми строками, более ёмкими, чем целый трактат.
Тропы и образы
Основной троп стихотворения – олицетворение. Язык для лирического героя, который в стихотворении близок к автору, - это живое родное существо, друг, в котором нуждаются.
В стихотворении существительные с отрицательной окраской и эпитеты при них противопоставлены положительным: сомнения и тягостные раздумья, отчаянье – поддержка и опора (метафоры). Располагая эпитеты в порядке возрастания ценности лично для себя, Тургенев использует градацию. Великий и могучий – это почти синонимы. Мощь языка в том воздействии, которое он может оказывать. Эпитеты правдивый и свободный тоже связаны между собой. Свобода языка, как и человека, как раз и заключается в возможности говорить правду.
Только язык лирическому герою пережить реакцию, происходящую на родине. Употребление синонима слова родина (дома) передаёт восприятие лирическим героем всей России как собственного дома, о котором печёшься. В последнем предложении эпитету великий (народ) соответствует местоимение такой (язык). Местоимение заменяет четыре эпитета, перечисленных в первом предложении.
Для создания художественного образа важен синтаксис стихотворения в прозе. Стихотворение состоит из трёх предложений, первое предложение простое распространённое, второе бессоюзное. Тургенев стремится к краткому и афористичному высказыванию. Последнее сложноподчиненное предложение своей синтаксической конструкцией приводит в недоумение современного читателя. Мысль понятна, но высказана она странно. Действительно, Тургенев использует галлицизм – конструкцию, свойственную французскому языку. В русском языке существует двойное отрицание, которого нет во французском. Для русского читателя нужно было бы добавить второе не: но нельзя не верить. Такое двойное отрицание заменяет утверждение: можно верить. Отрицание во второй части предложения: не был дан - это просто фигура речи. Последнее предложение значит следующее: можно верить, что русский язык был дан великому народу. Многочисленные не – это попытка уговорить оппонентов, тех, кто сомневается в величии народа, а значит, и языка.
Надеюсь, я Вам )))
→В ЛУЧШИЙ ОТВЕТ .←Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Суммативное оценивание за 2 четверть. 1ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных, 1. кто в "сказке о царе берендее" в. а. жуковского попросил у царя то, что есть унего ичего он не знает? a) гномв) ведьмаc) образинаd) змей2. на чьей дочери женился иван-царевич в сказке в. а. жуковского? a) бабы-ягив) змея горынычаc) кощея бессмертного d) кикиморы болотной3. что пообещал царь берендей за освобожение из колодца своей бороды? а) коняв) что не знает у себя домас) царевнуd) голубя4. кто отправился отдавать долг царя берендея? а) царь берендей b) иван-дуракc) иван-царевич d) кощей бессмертный5. отметьте развязку «сказки о царе берендее» в. а. жуковского, а) свадьба ивана-царевича и марьи -царевны в) отъезд царя берендеяc) побег ивана-кощеяd) превращения марьи-царевны 21.вспомните содержание «сказки о царе берендее, о сыне его иване-царевиче, охитростях кощея бессмертного и о премудрости марьи-царевны, кощеевой дочерив. а. жуковского и перечислите пять главных событий данногного произведения вхронологическом порядке.2. на основе сказки а.с. пушкина «сказка о мертвой царевне и семибогатырях» напишите рассуждение 5-7 предложений "каким должно бытьдобро? " примеры из текста.3.укажите сходства и различия в сказке братьев гримм «белоснежка и семь гномови «сказке о мертвой царевне и семи богатырях».а.с. пушкина. запишите ответы в таблицу.| «белоснежка и семь гномов» «сказка о мертвой царевне и 7 богатыря»сходства
1)С 2)с 3)в 4с 5)в 2зд 1.Берендей отправился в поход. 2.Берендей нашел колодец.3.Образина поймал царя и сказал что бы он дал то чего нет.4.Иван царевич отправился вместо царя
.5.Свадьба ивана.2зд.Что же такое добро?В Белоснежке и семи гномов Белоснежка делала добро а царевна только и была перед зеркальцем.Тоже самое в Сказке о мертвой царевне Царевна убирала и.т.д а царица только и любовалась собой.Белоснежка и Царевна всегда были красавицами потому что у них было жоброе сердце.Так что же получается?Значит добро всегда побеждает зло.Белоснежка Литературная сказка,съела яблоко семь гномов Мертвоя...Литературная сказка съела яблоко семь богатыря