В романе проблемы нравственного, философского и религиозного характера.
Это: проблемы общества. Нищета - одна из вечных проблем русского общества. Одной из ведущих проблем является вопрос о жизненных приоритетах. Родион Раскольников сначала ставил превыше всего деньги,
а потом уже все остальное.
Проблема добра и зла в романе .
Достоевский прежде всего выясняет границы добра и зла отдельной личности, их идей, поступков. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом.
Проблема гуманизма.
Достоевский анализирует поступки и чувства человека, совершившего преступление. Автора волнует то, что гуманный человек, чтобы
себя и других людей от нищеты, может убить "никчемное"существо. Проблема милосердия и сострадания. В романе практически каждый персонаж сочувствовать, сострадать и быть милосердным.
Но больше всего это-Сонечка, которая преступает через себя для других. Чтобы семью, идет на панель. У Сони находит любовь и
сострадание, готовность разделить его судьбу, Раскольников.
Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона," скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу,
чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает", собирается замуж за Лужина.
Авдотья Романовна не любит этого человека, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже своё, сколько брата и матери.
Нельзя не сказать об еще одной проблеме, затронутой Достоевским в своем произведении. Это сам город – Санкт-Петербург, где и происходят все события. Петербург играет очень важную роль в романе. Этот город усугубляет жизнь человека, влияет на его психику, разрушая её.
Сам сократишь.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Чем различаются характеры жилина и костылина? в каких эпизодах раскрываются человеческие качества двух героев?
Мировоззрение представителей «века минувшего» (Фамусова) сложилось в столетии, в «золотой» екатерининский век, и с тех пор никаких изменений не претерпело.
«Век минувший» — это люди разного возраста и положения: Фамусов, Скалозуб, Молчалин, графиня Хлестова, Загорецкий, гости на балу.
Основная черта, их объединяющая, — консерватизм, сохранить все «как делали отцы» , «суж-денья черпают из забытых газет» . «Новизна» неприемлема для Фамусова. Грибоедов вводит мотив «глухоты» , случающейся с Фамусовым каждый раз в беседах с Чацким («Не слушаю! под суд! под суд!») .
Жизненный идеал — «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» (о Максиме Петровиче) , «угождать всем людям без изъятья» ; «С ключом, и сыну ключ умел доставить» ; «Богат, и на богатой был женат» .
Роднит всех представителей «века минувшего» ненависть к просвещению. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений» . Фамусов показывает свою неприязнь к засилью иноземного: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы! »
Однако это неприятие основано не на глубоком чувстве патриотизма, а на желании оградиться от «губителей карманов и сердец» . На бал Фамусов не забывает пригласить французика из Бордо.
«Век нынешний» представлен в пьесе Чацким (и некоторыми внесценическими персонажами: профессора педагогического института, которые «упражняются в расколах и безверье» , племянник княгини Тугоуховской Федор, «химик и ботаник») . Взгляды Чацкого на жизнь противоположны мировоззрению «фамусовского общества».