Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.
Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».
Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.
Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля - недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!». Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить...»
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Напишите мини-сочинение (объём — не менее 150 слов): как художественно реализуется в романе «старик» тема времени?
Как художественно реализуется в романе Ю.Трифонова «Старик» тема времени?
Время… Толковые словари дают разные определения времени.Это и промежуток между какими-то событиями, и философская категория, и абстрактное понятие. Наверное, точного определения времени не существует. Время мы воспринимаем во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего и будущего. Многие писатели обращаются в своём творчестве к осмыслению этого понятия. Центральная тема романа Юрия Трифонова «Старик» – человек и время, общество и эпоха.
“Само собой разумеется, — говорил сам Ю. Трифонов, — человек похож на свое время. Ho одновременно он в какой-то степени — каким бы незначительным его влияние ни казалось — творец этого времени. Это двусторонний процесс. Время — это нечто вроде рамки, в которую заключен человек. И конечно, немного раздвинуть эту рамку человек может только собственными усилиями”. Таким вот «творцом времени» стал главный герой романа 73-летний старик Павел Евграфович Летунов. Почти все повествование в романе ведется от его лица. Павел Евграфович получает письмо от давней знакомой Аси Игумновой. Ася, вернее Анна Константиновна Нестеренко, тоже старуха, прожившая очень трудную, полную трагедий жизнь. В её письме чувствуется ВРЕМЯ. Она вспоминает и Гражданскую войну, и убийство двоюродного брата, и смерть отца, и гибель мужа. В жизни Аси, как и в жизни миллионов людей, чья молодость совпала с тяжёлыми потрясениями в стране, «было много страданий».
Ю.Трифонов показывает, на примере судьбы Павла Летунова, что человек не может не зависеть от времени, что время меняет человека, заставляет жить по своим законам. Так получилось, что главный герой написал заметку в газете о командире дивизии в годы гражданской войны 47-летнем Сергее Кирилловиче Мигулине (втором муже Аси). Уже много лет с тех пор, как оклеветанный Мигулин погиб, но память о нем не дает покоя Летунову. Многое передумал герой, переосмыслил. Летунов когда-то не поверил в невиновность Мигулина, смалодушничал. Теперь этот поступок не даёт ему покоя, он чувствует свою вину. И доктору признаётся: «Вот почему мучаюсь на старости лет, ибо времени не остается». Летунов живёт как будто в двух измерениях: в и настоящем. В этом особенность художественного осмысления темы времени Ю. Трифоновым.