В «Слове о полку Игореве» рассказывается о походе русских князей в 1185 году против кочевников половцев. Поход закончился трагически: княжеские дружины были разбиты половцами, а сами князья попали в плен. Казалось бы, зачем же рассказывать о поражении, если в сражениях русские гораздо чаще одерживали блистательные победы? Автор повествует об этом ужасном событии, чтобы объяснить своим соотечественникам причины трагедии. Кроме того, всегда, когда возникала необходимость постоять за родину, русские воины проявляли столько мужества и самопожертвования, что не восхититься и не рассказать об их воинской доблести невозможно. И эти истины находят отклик в наши дни. Неважно победил ты или проиграл сражение, важно, что ты сражался доблестно и самоотверженно, защищая свою родину.
Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением.
Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху. Единство русских земель – это тот стержень, на котором держится вся истории России. Мы знаем немало кровопролитных войн, целью которых было объединение русских земель, сначала под главенством Киева, а затем и Москвы. Вернувшись в настоящее, мы понимаем, что это объединение, а вернее войны, как средство, до сих пор продолжаются в России сегодняшней. Может быть, стоит внимательнее вчитаться в строки бессмертного памятника литературы, и тогда мы найдем ответы на мучающие нас сегодня вопросы.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Каким явился онегин в Петербург после странствий
После возвращения из странствия в духовном мире Онегина
появилось нечто совсем новое, намечаются даже точки
соприкосновения с романтическим миром, в который была погружена
Татьяна и который, как казалось бы, противоречит знакомому нам облику героя.
Он углублен теперь в мечты, в... тайные преданья
Сердечной, темной старины,
Ни с чем не связанные сны,
Угрозы, толки, предсказанья,
Иль долгой сказки вздор живой.. .
Эти проблески пробуждения души Онегина воспринимаются как
возможность его возрождения через любовь к Татьяне.
Но стала ли эта возможность свершившимся возрождением?
И здесь Пушкин, следуя принципам своей художественной системы,
показал всю сложность эволюции героя на новом этапе.
Для Пушкина искренняя, глубокая любовь может быть сильным импульсом
новой жизни, обновления, возрождения человека к новой жизни; вспомним,
как сам Пушкин писал об этом в стихотворении к А. П. Керн («Я помню чудное мгновенье...») : вспомним последние его строки:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Но для того чтобы проводить параллель между идеей этого
стихотворения и эволюцией онегинского характера, нет оснований.
И в восьмой, последней главе Онегин томится «в бездействии досуга» ,
по-прежнему «ничем заняться не умел» .
Новые черты его характера соседствуют с прежними. Впрочем,
не следует преувеличивать новизну некоторых мыслей и переживаний Онегина, обрисовавшихся в восьмой главе.
В какой-то степени мечтательность была свойственна ему и раньше.
В первой главе мы узнаем, что в его характере сочетались такие черты, как «мечтам невольная преданность» и вместе с тем «резкий, охлажденный ум» .
Иногда в этом скептическом Онегине пробуждался романтик.
Вспомним строфу из первой главы о воспоминаниях и чувствах,
обуревавших Онегина и его собеседника в белые петербургские ночи:
Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою
И вод веселое стекло
Не отражает лик Дианы,
Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь,
Чувствительны, беспечны вновь,
Дыханьем ночи благосклонной
Безмолвно упивались мы!
Как в лес зеленый из тюрьмы
Перенесен колодник сонный,
Так уносились мы мечтой
К началу жизни молодой.
Эта строфа соседствует в той же первой главе с другими строфами,
где герой обрисован как приверженец светской моды,
научившийся «рано лицемерить» , являться, в зависимости от
обстоятельств, в разных масках, но внутренне охладевший, «ничто не трогало его».. .
Но в письме Онегина искренность соседствует с неправдой, с светской опытностью любовных объяснений.
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел.. .
Здесь все неправда. Разве тогда Онегин действительно не верил
Татьяне и счел лишь «искрой нежности» ее пламенную, драматическую
исповедь в письме к нему, которую сам называл искренней?
И еще одна черта в монологе.
Онегин только при полном непонимании характера, души Татьяны мог
позволить себе такие предположения о ее реакции на свою любовную исповедь:
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит.
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
Предположение Онегина о «злобном веселье» напоминает схему
светских романов: героиня, отвергнутая когда-то человеком, в которого
она была влюблена, затем упивается его страданиями и в свою очередь
отвергает его любовь.. .
Но рядом со всем этим в монологе Онегина есть все же слова,
выстраданные, правдивые, исполненные необыкновенной силы:
Я знаю, век уж мой измерен,
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.. .
Старое и новое сплелись в сознании и характере Онегина,
«положительное» и «отрицательное»