материал о емельяне пугачеве а. с. пушкин собирал в течение долгого времени. его волновал вопрос самого крупного в российской народного восстания.
ко времени создания « пугачева» пушкин в своем мышлении успел далеко уйти от воззрений «просветителей» 18 века, признававших индивидуальную «волю» и «разум» решающими факторами процесса. подняв образ пугачева на подобавшую высоту, пушкин не переоценил, однако, роли пугачева в народном движении. по объяснению пушкина, «спокойствие было ненадежно» и до появления пугачева: «все предвещало новый мятеж» . - «пугачев, - говорит пушкин, - не был самовластен» и в период наибольших своих успехов. в глазах пушкина основной движущей силой «начатого» пугачевым восстания, как и основным героем книги, был народ, который, по свидетельству пушкина, и в его время, то есть спустя целых шестьдесят лет после подавления пугачевщины, «живо еще помнил кровавую пору» .
в краткой информационной заметке, напечатанной в начале 1835 года, вскоре после выхода в свет « пугачева» , белинский сразу же определил новую книгу пушкина, как «примечательное явление в области нашей ученой » .
шесть лет спустя, в 1841 году, рецензируя последние три тома посмертного издания сочинений пушкина, он высказался громче и явственнее: « пугачева» оценивалась в этой статье, как наивысший образец прозы.
в романе "капитанская дочка" на материале проясняется судьба россии и народа. произведение отличается глубоким философско и нравственным содержанием.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как раскрывается тема власти и народа в произведениях Некрасова и Салтыкова-Щедрина
существует версия, что островский писал «грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису малого театра любовь косицкую. именно для нее он писал свою катерину, именно она ее сыграла. однако любовь островского была безответной: сердце косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. актриса, играя катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора.
в образе катерины островский показал всю трагедию души женщины. в xix веке женщины в россии были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. о разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. в подобной ситуации оказалась и катерина, которую выдали за тихона кабанова, происходившего из зажиточной купеческой семьи и попала в атмосферу тирании и лжи.
важную роль в характеристике кати является ее детство, проведенное в родительском доме. катерина росла в доме зажиточного купца. жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. она с любовью и тоской рассказывает варваре о своем детстве: «я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил борис. воспитываясь в родительском доме, катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты характера. душа катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. она не умеет врать. «обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не смогу», – так она говорит о себе. и из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане.