Визитная карточка плюшкина: степан плюшкин, возраст – седьмой десяток, владелец 1000 душ крепостных крестьян. отзывы о плюшкине: «800 душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха» «такой скряга, какого вообразить трудно» «всех людей переморил голодом» «а… заплатанной… » выразительно описание села и господского дома. это описание проникнуто какой-то тоской. предметный мир вокруг свидетельствует о гнилости, умирании, упадке. один только сад был живописно красив, но эта красота – красота заброшенного кладбища. описание сада перекликается с описанием хозяина. портрет плюшкина создается с гиперболических деталей. образ-фикция, созданный гоголем, - прореха, дыра – становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца – прореха на человечестве. взволнованное обращение к каждому читателю – предостережение автора: путь плюшкина – реальная возможность, которая открывается перед каждым человеком. именно здесь появляется образ дороги жизни, пути, что выбирает себе каждый человек. сам человек несет ответственность за дорогу, которую он выбирает. гоголь верил в способность человека измениться, верил в богатые потенциальные возможности россии. вывод: 1. плюшкин занимает особое место в системе персонажей. у плюшкина есть жизни. 2. плюшкин – скупец – расточитель. заботясь о ничтожной мелочи, он теряет сотни и тысячи, разоряя родовое поместье. 3. запутавшись в сетях «хозяйственной паутины» , плюшкин забывает о душе своей и чужой. человеческие чувства, которые не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, каждый день что-нибудь в нем утрачивалось. 4. гоголь видит причину духовного опустошения плюшкина в безразличии к собственной душе. 5. образ плюшкина завершает галерею губернских помещиков. с героями поэмы его роднят бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких и возвышенных чувств. плюшкин занимает достойное место как логическое завершение расчеловечивания человека.
egolopuzenko4253
31.05.2023
Кконцу же поэмы лирическая стихия почти полностью захватывает произведение. заключительная глава изобилует авторскими рассуждениями. здесь-то и дается ключ к пониманию идейно-композиционных особенностей “мертвых душ”. лирическое отступление о человеческих страстях наводит на мысль о том, что гоголь отождествляет каждую главу о помещике с какой-нибудь преодоленной страстью. например, в главе о манилове побеждается уныние, о коробочке — страх, с ноздреве — гнев, о собакевиче — невежество, а в главе о плюшкине происходит перелом: появляется мотив церкви, больше церковной лексики, сам же плюшкин ассоциируется с юродивым, возникает мотив “подъема”. если до этой главы чичиков постоянно “спускается вниз” (падение во время грозы), то с этого момента он “поднимается” (например, он взбегает по лестнице к прокурору), поднимается из глубин ада после выкупа “мертвых душ”. таким образом, получается, что творческий замысел гоголя именно в лирике, рассказ же о похождениях чичикова — это иллюстрация морали, притча, рассказанная во время проповеди, а “мертвые души” — художественная проповедь (в этом-то и заключается жанровое своеобразие поэмы). гоголь же предстает как пророк, несущий божий свет людям (“кто же, как не автор, должен сказать святую правду? ”). писатель пытается указать человечеству дорогу к богу, направить грешных на путь истинный. и в последнем лирическом отступлении он создает образ дороги, дороги к свету, к чуду, к перерождению, ко второму тому. словесная магия переносит читателя в другое измерение (“кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг”, “и мчится вся вдохновенная богом”). русь-тройка же летит по пути духовного преображения. образ россии, устремленной “в даль веков”, разрабатывает и блок в своем пророческом цикле “на поле куликовом” (родина замечательна здесь в образе степной кобылицы, которая воплощает в себе вечное движение).