Царь Берендей встречается и у поэта Жуковского. В 1831 году Жуковский поселился в Царском селе, где ежедневно встречался с Пушкиным. Для творческого соревнования поэты взяли два сюжета, и оба, из записей Пушкина со слов Арины Родионовны. В результате появились две новых сказки. У Пушкина - «Сказка о царе Салтане», у Жуковского – « Сказка о царе Берендее». По началу в сказке Жуковского не было имени царя Берендея. Был царь. Жуковский искал экзотическое имя для своего царя, в этом ему его друг Карамзин, который слышал о северных народах. Так в сказке появляется царь Берендей. Звучное и в тоже время оригинальное имя. Так на свет появилась сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи -царевны, Кощеевой дочери.
“Пиковая дама” — одно из тех произведений, с которыми время и культура сыграли злую шутку. Самостоятельной жизнью оно прожило довольно недолго. Современный читатель знает и осмысляет повесть Пушкина в неразрывной связи с одноименной оперой П. И. Чайковского. Более того, оперный фантастический город, блестящий гусар Герман, старая графиня и ее внучка Лиза, наследница всех ее богатств — все эти сценические зримые и слышимые образы, созданные Чайковским-романтиком, подчас заслоняют в нашем восприятии героев пушкинской повести.
Между тем повесть “Пиковая дама” — позднее реалистическое произведение Пушкина. Поведение и поступки главного героя мотивируются местом и временем действия (перед нами “петербургская повесть”), материальным состоянием героя и его положением в обществе. Даже сама тема карт, игры оказывается тесно привязанной к описываемой эпохе. Поэтому изучение повести требует значительного исторического комментария, введения учащихся в особенности быта России XVIII, XIX веков.
Как и другие творения А.С. Пушкина 30-х годов, “Пиковая дама” произведение, открывшее новые темы, поставившее во решением которых займутся писатели последующих поколений. Так, например, Пушкин ставит во о воздействии принципа “все дозволено” на тех, кто ему следует; во о праве на убийство одного человека, старого, мучающего окружающих, ради счастья и процветания молодой жизни; неразрешимый для автора “петербургской повести” во о карточной игре как “самой сильной из страстей” и др. Развивается тема “маленького человека”, рассматривается идея наполеонизма, во власти которой окажутся позднее герои Толстого и Достоевского. “Именно в этот период художественное мастерство поэта достигло особой зрелости и глубины. Создания этих лет…предсказали пути Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова” (Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. —СПб: Искусство, 1994)
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
3. Анализ эпизодов. Работа с текстом:-том 1.часть 1. глава 3 (сцена купания коня), -1. 1. 9 (сцена покоса, эпизод с утенком), -1.1.10 (принципы, на которых строится казачья семья), -1.1.12 (отношение Григория к воинскому долгу), Как герой раскрывается во всех этих главах Нужны еще ремарки из текста
В 1 томе этом эпизоде описывается важное для обитателей хутора событие – луговой покос. Из второго абзаца мы узнаем, что хуторяне, в том числе и семья Мелиховых, собирались на покос, «как на годовой праздник», одев самые нарядные юбки и платки. Несмотря на то, что работа предстояла тяжелая, люди принимались косить луг с хорошим настроением. Работы хватало всем – и мужчинам, и женщинам.
Читая этот эпизод, видишь вокруг работающих людей с косами и их мокрые от пота, но улыбающиеся лица. Приподнятое настроение хуторян чувствуется на протяжении всего эпизода. Оно передается через яркие и жизнерадостные описания природы, луга, солнца, пробивающегося сквозь тучи.
Но больше всего положительный настрой людей передается через их портреты. Дуняша, например, «счастливыми глазами разглядывала луг», а ее загорелое и веснушчатое лицо говорило: «Мне весело и хорошо оттого, что день, подсиненный безоблачным небом, тоже весел и хорош». Пантелей Прокофьевич изображен усталым, с испариной на лбу и темными пятнами пота на рубашке, но с бодрой улыбкой и широким взмахом косы, под которой легло не одно «саженное полукружье смахнутой травы». Нельзя не обратить внимание на женские портреты – Дарья с грудным ребенком, Аксинья в белой завеске с каймой, смеющаяся Дуняшка… Все, независимо от пола и возраста, получали своеобразное удовольствие от участия в луговом покосе, ведь от того, как сработают хуторяне в этот день, зависит их благосостояние в следующем году. Все стараются сделать как можно больше и подбадривают других.