Главный герой рассказа – Иван Дмитриевич Червяков.
Он занимал малую и довольно простую должность -
экзекутора.
Словосочетание экзекутор Червяков выбрано
по принципу комического контраста,
характерного для Чехова:
экзекутор (то есть осуществляющий наказание)
и вдруг смешная фамилия... Червяков.
Червяков. Фамилия говорит сама за себя.
Человек не представляет из себя ничего:
мал, жалок, его можно без усилия раздавить,
а самое главное- он такой же неприятный.
Его положение в обществе, конечно же, наложило
свой отпечаток. Он боялся начальства,
причём не только тех, под чьим руководством он сам
работал, но и чиновников более высшего ранга
любого ведомства.
Служил он хорошо, был услужлив, но его мало кто замечал.
И Чехов описывает Червякова маленьким, жалким и
комичным человеком.
Смех вызывает его глупая и нелепая настойчивость,
а его унижение порождает жалость.
В своих настойчивых извинениях перед генералом он
переходит все границы и отрекается от своего
человеческого достоинства.
Читая оассказ Чехова, понимаешь, что он был не только
доктором тела, но и доктором души:
автор как-бы лечит нас от раболепства.
Ведь его Червяков болеет именно этой душевной болезнью.
Генерал, на которого в театре чихнул Червяков,
не воспринимает случившееся серьёзно.
А вот в экзекуторе живёт дух раба, стремление
подхалимничать, угождать.
Червяков извиняется перед генералом множество раз
пока генералу это не надоедает.
Доведя генерала до срыва, Червяков так испугался,
что придя домой лег и умер.
Рассказ "Смерть чиновника" требует подробного рассмотрения, для того чтобы художественная идея была понята правильно. К тому же построение программы даёт возможность сопоставления рассказа А.П. Чехова "Смерть чиновника" с произведением Н.В. Гоголя "Шинель" и выявить особенности темы "маленького человека" у каждого писателя. Разработанный конспект урока сопровождается показом презентации. основным моментом которой является видеоролик, где "Смерть чиновника" читает И.Ильинский.
Цель урока - определение основной мысли рассказа А.П. Чехова "Смерть чиновника"
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
План по рассказу Иванова Детство
1. У Алеши Пешкова умирает отец. Они с матерью переезжают в Нижний Новгород.
2. Мальчик знакомится со своей многочисленной родней.
3. Нравы семьи Кашириных.
4. Алеша узнает историю Цыганка и всей душой привязывается к нему.
5. Один из вечеров в доме Кашириных.
6. Смерть Цыганка.
7. Знакомство мальчика с Хорошим Делом.
8. Пожар в красильной мастерской.
9. Смерть тети Натальи.
10. Семья разделяется. Алеша вместе с дедом и бабушкой переезжают в другой дом.
11. Дед обучает мальчика чтению.
12. Дед грубо обращается с бабушкой на глазах у Алеши.
13. Драки в семье Кашириных.
14. Алеша узнает, что дед и бабушка по-разному верят в Бога.
15. Мальчик тоскует из-за того, что у него нет друзей.
16. Переезд в новый дом. Дружба с Хорошим Делом.
17. Алеша заводит дружбу с дядей Петром.
18. Мальчик знакомится с соседскими ребятами.
19. Мать Алеши возвращается в семью своих родителей.
20. Сложные взаимоотношения деда и его дочери (матери Алеши) .
21. Алеша идет в школу.
22. Тяжелая болезнь мальчика. Бабушка рассказывает ему об отце.
23. Мать Алеши снова выходит замуж и, уезжая, не берет сына с собой.
24. Мать с отчимом возвращаются, а потом (уже вместе с Алешей) переезжают в Сормово.
25. Не отношения матери и отчима.
26. Алеша, заступаясь за мать, нападает на отчима.
27. Мальчик снова живет у бабушки и деда. Они разделили имущество.
28. Алеша, жалея бабушку, начинает работать. Деньги он отдает ей.
29. Мальчик успешно сдает экзамен в третий класс.
30. Мать Алеши умирает. Дед отправляет внука в люди.
Объяснение: