пейзаж в романе выполняет еще одну важную функцию: он условно готовит читателя к предстоящей сцене, задает тон повествованию, создает впечатление, которое должно усилиться впоследствии. так, перед встречей с верой, то есть первым в главе “княжна мери” свободным и искренним проявлением чувств печорина, но вместе с тем сценой довольно напряженной, пейзаж описывается предгрозовой: “воздух был напоен электричеством”. перед ссорой грушницкого и печорина на машуке появляется “зловещее облачко”. природа будто бы пророчит, предсказывает дальнейший характер развития событий; пейзаж в этих сценах символичен, но он может быть символичным по-разному: в эпизоде переезда через подкумок сам ручей, изменчивый и быстрый, а также сцена, разыгравшаяся на нем, иносказательно всю сущность отношения печорина к мери — печорин использует неопытность и искренность девушки, вводит ее в смущение и, переехав через ручей, выслушав ее признание, остается холоден и равнодушен. сцена символична сама по себе, как и эпизод у провала: провал — не просто бывший кратер вулкана, но и будущий провал, перерыв в отношениях печорина и княжны мери. сцена у провала — последний момент их сближения, она предвещает разлуку и отчужденность.
мустай карим рассказывает о жизни обычной детворы в небольшом ауле. идёт война, и к повседневным заботам добавляется еще одна - чтение долгожданных писем. одну такую весточку присылает мама главного героя произведения, маленького ямиля, неожиданно уехавшая в город и оставившая сына на попечение
бабушки.
мама возвращается в родной аул не одна: она привозит ямилю сестру, девочку по имени оксана, к которой башкирский мальчишка привязывается всей душой. девочка говорит только по-, и поначалу ямилю трудно говорить с сестрой. он по-детски защищает её, несмотря на то, что они
ровесники, объясняет ей каждый непонятный шорох и терпеливо ждёт, когда сестричка привыкнет к новому дому.
оксану принимают в детскую компанию, она осваивается и потихоньку начинает доверять окружающим. ямиль на нее не нарадуется и, рассуждая сам с собой, постоянно сравнивает с
соседскими детишками.
неторопливое светлое повествование с огромным количеством чудесных детских диалогов и добрых моментов. на глазах читателя идёт обычная жизнь с её радостями и горестями. ямиль изо всех сил старается оксане, самое страшное для него - это её слёзы. он защищает её от
гусака, вытаскивает из ручья её башмачок, в общем, ведёт себя, как настоящий мужчина.
как-то оксана говорит названному брату, что у них когда-то была и еще одна мама. поначалу ямиль ничего не понимает и решает, что это сказка, но оказывается, что любимая сёстренка права.
вся проникнута щемящей грустью. финал книги и радостен, и печален одновременно, но с разлукой примиряет то, что для башкирской семьи маленькая оксана осталась радостью. радостью дома и мальчика, который с нетерпением будет ждать новой встречи.
это краткое
содержание.
сочинение
главный герой повести м. карима "радость нашего дома" - башкирский мальчик ямиль. это добрый и отзывчивый мальчик, умеющий сопереживать. он стал для оксаны настоящим братом.
действие происходит во время войны. в трудное военное время родители ямиля не
очерствели душой, не стали жестокими, наоборот – они нашли в своих сердцах место для чужого ребёнка, приняли его в свою семью, чтобы оградить от ужасов войны, спасти его светлую душу.
ямиль - искренний мальчик, он всегда готов и защитить, а также всегда стремится совершать добрые дела. я бы
хотел бы дружить с ним. это надежный и отзывчивый друг.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какая роль природы в романе "герой нашего времени"
в романе щедро показаны картины кавказской природы. превосходный знаток кавказа, лермонтов даёт в романе ряд зарисовоквоенно-грузинской дороги («бэла», «максим максимыч»), тамани («тамань»), пятигорска и кисловодска с их окрестностями («княжна мери»). описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время в задушевных, лирических тонах. внимание лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. он говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах, и о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи, о «свежести ароматического воздуха, отягощённого испарениями высоких южных трав и белой акации». поэт рисует и раннее утро, когда луч восходящего солнца «золотил только верхи утёсов», и звёздную ночь в горах, и лунный свет, и пелену тумана на тёмно-синих волнах моря. путём искусного подбора деталей и интонаций речи лермонтов достигает разнообразия в изображении рисуемых им пейзажей, создаёт определённую настроенность. таково, например, описание моря в начале рассказа «тамань»: «между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить». этот пейзаж уже подбором деталей — луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль,— создаёт ожидание опасности, угрожающей печорину, вызывает тревожное настроение. пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с действием. он выполняет различную роль. то описывается место действия, то пейзаж привлечён для лирической передачи той или иной оценки жизненных явлений, то это средство характеристики героев, их душевных настроений. когда печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. он не может вдоволь насладиться красотой природы в час восхода солнца. но вот он едет обратно. «у меня,— пишет он,— на сердце был камень. солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели». такой представляется природа печорину в его тяжёлом душевном состоянии.