Белобог – божество, которое по некоторым туманным сведениям прочиталось у западных славян. Как олицетворение мирового добра Белобог противопоставлялся злому Чернобогу.
Велес (Волос) – «скотий бог» – покровитель домашних животных и земледелия, бог богатства и достатка. Как хозяин зверей олицетворялся в образе медведя. У славян существовал обычай оставлять в дар Велесу несжатыми несколько стеблей хлебных злаков, называемых «Волосовой бородкой». В «Слове о полку Игореве» «Велесовым внуком» назван великий певец Боян, что может отражать связь культа Велеса с обрядовой поэзией.
Дажьбог (Даждьбог) – сын Сварога, божество, связанное с солнцем, покровитель древнерусской народности, щедрый податель благ людям. Дажьбог ни с неба тепло и следит за сменой времён года, отправляя соловушку замыкать зиму и отмыкать лето.
Лель – упоминаемый у некоторых польских и русских писателей славянский бог любви, которого на самом деле, видимо, не существовало. Лель был выдумкой искусственно созданной «кабинетной мифологии». Марена – почитаемая у западных славян богиня смерти. С наступлением весны соломенное чучело Марены топили, разрывали или сжигали, что должно было обеспечить урожай.
Мокошь – богиня, представлявшаяся в виде женщины с большой головой и длинными руками, которая прядёт по ночам в избе. Из дней недели ей посвящалась пятница. Мокошь, по-видимому, близка скандинавским богиням Фригг и Фрейе: первая в северных мифах тоже «прядёт облака», а второй посвящена пятница (friday, freitag).
Перун – почитавшийся как верховное божество громовержец, близкий к другим таким же общеиндоевропейским богам (Зевс греков, Индра индусов, Тор скандинавов, Перкунас балтов). Грозный покровитель воинов, вооружённый топорами, палицей, камнями и стрелами (олицетворения молний), Перун представлялся в образе всадника на коне или колеснице, который поражает змеевидного врага. Идолы Перуна ставились чаще всего в дубовых рощах. Ритуалы культа Перуна имели целью вызывание дождя. (См. подробнее в статье Бог Перун.)Сварог – бог огня, первоначально связанный с солнцем. Атрибутами его были конь, копья и громадный вепрь, выходящий из моря.
Свентовит – бог западных славян, близкий к восточнославянскому Перуну. Он связан с войной и победами и имеет своими атрибутами меч, копьё и боевое знамя. Центром поклонения Свентовиту был четырёхстолпный храм в балтийском городе Аркона. Белый священный конь при этом храме каждое утро оказывался покрытым грязью: славяне верили, что ночью он выезжал для борьбы с врагами. Идол Свентовита имел четыре головы. Оракул при храме давал пророчества на будущее.
Семаргл – божество с неясными функциями, но, по-видимому, бывшее в Древней Руси довольно важным: его идол стоял в Киеве до крещения Владимира среди семи или восьми главных богов. Имя Семаргла некоторые учёные производят от слова «Семиглав», другие же связывают его с мифической иранской птицей Сэнмурв. Стрибог – бог, упоминаемый «Слове о полку Игореве»: здесь ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря.
Триглав – могущественное трёхглавое божество балтийских славян, чьи головы символизировали власть над тремя царствами – небом, землёй и преисподней. Триглав считался предсказателем будущего. У его идолов совершались гадания, при которых вороного коня трижды водили через девять положенных на землю копий. У южных и восточных славян Триглаву, возможно, соответствовал Троян.
Троян – бог, известный из «Слова о полку Игореве». Русская земля здесь названа «землёй Трояна»; мифический певец Боян достигает поэтического вдохновения, «рыща по тропе Трояна». Выражением «века Трояна» здесь обозначается языческий период истории Древней Руси. У сербов Троян – уже не бог, а ночной демон, который навещает свою возлюбленную по ночам и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете.
Хорс – божество света, попавшее на Русь, видимо, через сарматские и аланские влияния и неизвестное у других славян. Его имя происходит от иранского слова «свет». Хорс упоминается в «Слове о полку Игореве», однако точный смысл его культа неизвестен. Некоторые исследователи связывают Хорса с солнцем, другие – с месяцем.
Чернобог – у западных славян – злой бог, приносящий несчастье и противопоставляемый доброму Белобогу.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Написать сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «19 октября 1825 года» и «К студентам»
Белобог – божество, которое по некоторым туманным сведениям прочиталось у западных славян. Как олицетворение мирового добра Белобог противопоставлялся злому Чернобогу.
Велес (Волос) – «скотий бог» – покровитель домашних животных и земледелия, бог богатства и достатка. Как хозяин зверей олицетворялся в образе медведя. У славян существовал обычай оставлять в дар Велесу несжатыми несколько стеблей хлебных злаков, называемых «Волосовой бородкой». В «Слове о полку Игореве» «Велесовым внуком» назван великий певец Боян, что может отражать связь культа Велеса с обрядовой поэзией.
Дажьбог (Даждьбог) – сын Сварога, божество, связанное с солнцем, покровитель древнерусской народности, щедрый податель благ людям. Дажьбог ни с неба тепло и следит за сменой времён года, отправляя соловушку замыкать зиму и отмыкать лето.
Лель – упоминаемый у некоторых польских и русских писателей славянский бог любви, которого на самом деле, видимо, не существовало. Лель был выдумкой искусственно созданной «кабинетной мифологии». Марена – почитаемая у западных славян богиня смерти. С наступлением весны соломенное чучело Марены топили, разрывали или сжигали, что должно было обеспечить урожай.
Мокошь – богиня, представлявшаяся в виде женщины с большой головой и длинными руками, которая прядёт по ночам в избе. Из дней недели ей посвящалась пятница. Мокошь, по-видимому, близка скандинавским богиням Фригг и Фрейе: первая в северных мифах тоже «прядёт облака», а второй посвящена пятница (friday, freitag).
Перун – почитавшийся как верховное божество громовержец, близкий к другим таким же общеиндоевропейским богам (Зевс греков, Индра индусов, Тор скандинавов, Перкунас балтов). Грозный покровитель воинов, вооружённый топорами, палицей, камнями и стрелами (олицетворения молний), Перун представлялся в образе всадника на коне или колеснице, который поражает змеевидного врага. Идолы Перуна ставились чаще всего в дубовых рощах. Ритуалы культа Перуна имели целью вызывание дождя. (См. подробнее в статье Бог Перун.)Сварог – бог огня, первоначально связанный с солнцем. Атрибутами его были конь, копья и громадный вепрь, выходящий из моря.
Свентовит – бог западных славян, близкий к восточнославянскому Перуну. Он связан с войной и победами и имеет своими атрибутами меч, копьё и боевое знамя. Центром поклонения Свентовиту был четырёхстолпный храм в балтийском городе Аркона. Белый священный конь при этом храме каждое утро оказывался покрытым грязью: славяне верили, что ночью он выезжал для борьбы с врагами. Идол Свентовита имел четыре головы. Оракул при храме давал пророчества на будущее.
Семаргл – божество с неясными функциями, но, по-видимому, бывшее в Древней Руси довольно важным: его идол стоял в Киеве до крещения Владимира среди семи или восьми главных богов. Имя Семаргла некоторые учёные производят от слова «Семиглав», другие же связывают его с мифической иранской птицей Сэнмурв. Стрибог – бог, упоминаемый «Слове о полку Игореве»: здесь ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря.
Триглав – могущественное трёхглавое божество балтийских славян, чьи головы символизировали власть над тремя царствами – небом, землёй и преисподней. Триглав считался предсказателем будущего. У его идолов совершались гадания, при которых вороного коня трижды водили через девять положенных на землю копий. У южных и восточных славян Триглаву, возможно, соответствовал Троян.
Троян – бог, известный из «Слова о полку Игореве». Русская земля здесь названа «землёй Трояна»; мифический певец Боян достигает поэтического вдохновения, «рыща по тропе Трояна». Выражением «века Трояна» здесь обозначается языческий период истории Древней Руси. У сербов Троян – уже не бог, а ночной демон, который навещает свою возлюбленную по ночам и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете.
Хорс – божество света, попавшее на Русь, видимо, через сарматские и аланские влияния и неизвестное у других славян. Его имя происходит от иранского слова «свет». Хорс упоминается в «Слове о полку Игореве», однако точный смысл его культа неизвестен. Некоторые исследователи связывают Хорса с солнцем, другие – с месяцем.
Чернобог – у западных славян – злой бог, приносящий несчастье и противопоставляемый доброму Белобогу.