Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие средства выразительности используются в легенде? Как они создать образ? Легенда: Молоковка Случилось это давно. В ту далёкую старину по Забайкалью кочевал эвенкийский народ из девяти чумов. Это были отважные охотники, отменные стрелки, каждый из них мог из лука пустить сразу две стрелы и выбить из пролетающей стаи две птицы. Таких стрелков теперь и в помине нет. На медведя с ножом и рогатиной хаживали. На исходе дня прикочевали эвенки к безымянной речке. Вокруг горы, леса густые, ягеля много. Седобородый старец сошел с оленя, неторопливо раскурил трубку, осмотрелся и сказал: -Здесь весновать будем. Эвенки развьючили оленей и пустили пастись. Те, шумно хоркая, разбрелись по пади. На подоле хребта вспыхнули костры, выросли остроконечные чумы, покрытые берестой. И зажили кочевники своей простой неприхотливой жизнью. Каждое утро на рассвете охотники уходили на промысел зверя. Ведь тайга была щедрой. Приносили они туши диких коз и изюбров. Вечерами всё стойбище танцевало ёхор, в песнях прославляли своих охотников, солнце и горы. Под покровом звёздных ночей девушки своим любимым шептали ласковые слова. А весна была в разгаре. Буйно цвёл багул. От подснежников голубели лесные поляны. По утрам в долину скатывались брачные косачиные песни. На озёрах перекликались лебеди. В небе тянулись на север коски гусей. Радоваться бы людям, но на стойбище поселилась печаль. За что-то разгневались Злые Духи на отважного охотника Молохо, наслали на его суставы страшную боль. Совсем ослаб охотник: ноги не могут удержать тело, в руках силы нет, чтобы натянуть тетиву лука. А олени корма съели, надо кочевать на новое место. Но Молохо совсем худой, на олене сидеть не может. Как быть? Бессильны люди перед злыми духами. Решили спросить самого охотника, как поступить. - Оставьте мне еды на семь и кочуйте, - ответил Молохо. – Когда Злые Духи узнают, что есть нечего и их ждет голодная смерть, испугаются и покинут моё тело. - Так и быть, - согласились сородичи. - Мы тебя будем ждать у гольца Сохондо. Укочевали охотники. Лежит под деревом Молохо день, лежит другой, лежит третий. Убывают силы. А невдалеке от него сереет каменная глыба. Вдруг из-под нее родник забил. Вода стекла в ложбинку, там небольшое озерко образовалось. Чудо. (А у Молохо перед глазами уже туман плывёт Это предки пришли за ним, чтобы показать тропу в мир вечности. В это время охотник почувствовал, как большая птица ударила его крылом и окатила прохладой. Открыл Молохо глаза и видит: к роднику Ворон опустился, напился воды и перелетел к озерку. Искупался, глянул на охотника, издал громкий призывный крик и взмыл в небо. Это был Вещий Ворон. Молохо – дитя гор, он знал язык тайги, зверей и птиц. А Вещий Ворон говорил: «Делай, как я». Кое-как добрался Молохо до родника, долго пил ключевую воду с кислинкой, потом дополз до озерка, искупался. Боли в суставах приутихли. Так он теперь делал каждый день. А чтобы совсем запугать злых духов, питался один раз в трое суток. Еды охотнику хватило на двадцать один день. И когда он съел кусочек вяленого мяса, ещё раз напился ключевой воды и искупался в озерке, злые духи покинули его тело – Молохо вновь стал молод и силён. Его сородичи были немало удивлены, когда он появился на стойбище живой и здоровый, да ещё принес на плече тушу горного барана. Весть о том, как Молохо из своего тела прогнал Злых Духов, облетела все стойбища кочевников. Люди потянулись лечиться к священному ключу, который породили Добрые Духи тайги. И назвали ключ и речку в честь отважного охотника – Молохо. Это потом, когда в Забайкалье пришли русские, стали источник и речку называть Молоковка. - Лечиться на источнике надо двадцать один день, - так наказывал людям Молохо, и его наказ все свято выполняют. – Первые семь дней тело привыкает к воде, затем семь дней оно болеет и только в последние семь дней в тело здоровье вселяется.
Краткое содержание
Часть первая
Сорочинская ярмарка
Главы 1-4
На ярмарку отправился мужик вместе со своей неугомонной супругой и юной красавицей-дочкой. Проезжая «толпу стоявших на мосту парубков», девушка засмотрелась на пригожего юношу, а тот, увидев красавицу, во всеуслышание заявил, что готов отдать «все свое хозяйство, чтобы поцеловать ее». В ответ на него посыпались ругательства со стороны мачехи.
На ярмарке «парубок в белой свитке, с яркими очами» отыскал приглянувшуюся ему девушку. Между молодыми людьми вспыхнула искра. Парень решил, не теряя времени, попросить у ее отца согласия на свадьбу. Солопий Черевик, узнав в парубке Охримова сына – Грицька, был не против отдать за него свою единственную дочь Параску. Но неожиданно на пути молодых стала Хивря – жена Солопия и мачеха Параски.
Главы 5-11
Увидев пригорюнившегося парубка, местный цыган предложил ему Грицько согласился дешево продать своих волов цыгану, лишь бы тот ему жениться на Параске.
Тем временем к Хивре пришел попович Афанасий Иванович в надежде получить от дородной красавицы кушаний «послаще всех пампушечек и галушечек». Однако свидание не задалось – на улице послышались голоса, и Хивря живо спрятала своего поклонника.
Солопий Черевик пригласил гостей отужинать, и от кума узнал легенду о «красной свитке» – чертовой проделке, что мешала честным людям торговать. Воспользовавшись этой легендой, хитрый цыган ловко разыграл Солопия.
Главы 12-13
недалекого Черевика стал Грицько, который в качестве награды потребовал от мужика свадьбы, да такой, «чтобы целый год болели ноги от гопака», и тот с радостью согласился. Так цыган получил волов, а парубок – жену.