Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1) найти выразительные средства языка и определите роль выразительных средств в раскрытии идеи произведения 2) цитаты из эпизода весна-красна спускается на красную горку в сопровождении птиц весна-красна в урочный час обычной чередою являюсь я на землю берендеев. нерадостно и холодно встречает весну свою угрюмая страна. печальный вид: под снежной пеленою лишенные живых, веселых красок, лишенные плодотворящей силы, лежат поля остылые. в оковах игривые ручьи, — в тиши полночи не слышно их стеклянного журчанья. хоть стыдно мне, а надо признаваться пред птицами. сама я виновата, что холодно и мне, весне, и вам. шестнадцать лет тому, как я для шутки и теша свой непостоянный нрав, изменчивый и прихотливый, стала заигрывать с морозом, старым дедом, проказником седым; и с той поры в неволе я у старого. мужчина всегда таков: немножко воли дай, а он и всю возьмет, уж так ведется от древности. оставить бы седого, да вот беда, у нас со старым дочка — снегурочка. в глухих лесных трущобах, в нетающих лядинах возвращает старик свое дитя. любя снегурку, жалеючи ее в несчастной доле, со старым я поссориться боюсь; а он и рад тому — знобит, морозит меня, весну, и берендеев. солнце ревнивое на нас сердито смотрит и хмурится на всех; и вот причина жестоких зим и холодов весенних. дрожите вы, бедняжки? попляшите, согрейтесь! видала я не раз, что пляскою отогревались люди. хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской отпразднуем прилет на новоселье
творчество фета знаменует новый этап в развитии поэзии.
хотелось бы назвать основные темы лирики фета:
1.греза чувств - это стихи, где чувства не созревает до ясности, и поэт не хочет до нее довести.(«шепот, робкое дыханье…»)
2.лирика природы. фет чувствовал единство природы и человека, оно обусловлено божественной сущностью («уснуло озеро»)
3.мотивы любви. фет не показывает героиню, как неповторимую личность. его интересуют лишь переживания («сияла ночь. луной был полон сад…»)
4.осмысление бытия и о творчестве (философской лирика). фет поэт- импрессионист, поэт остановленных мгновений.
в основе фетовской поэтики - особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы(цикл «весна», «лето», «осень», «снега», «гадания», «вечера и ночи», «море»).описывая природу, поэт передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя. в этих стихах «жизнь души» обретает полноту и смысл в соприкосновении с природой, а природа обретает свое подлинное бытие в соприкосновении с живой душой, преломившись через «магический кристалл» человеческого восприятия.
фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживаний и эстетических потрясений. он стремится слиться с запредельным. только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. но это запредельное человека ведет природа. растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. самый счастливый миг для него - ощущение полного слияния с природой:
целый день спят ночные цветы,но лишь солнце за рощу зайдет,
раскрываются тихо листы,
и я слышу, как сердце цветет.
цветение сердца- символ духовного соединения с природой(причем такого соединения, которое происходит, как эстетическое переживание). чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». человек начинает говорить на прекрасном языке природы:
но безмолвствует, пышно чиста,
молодая владычица сада:
только песне нужна красота,
красоте же и песен не надо.
в известном стихотворении «шепот, робкое дыханье…» состояние человека развивается параллельно состоянию природы:
шепот, робкое дыханье,
трели соловья,
серебро и колыханье
сонного ручья…
в стихотворении нет ни одного глагола, и все-таки оно наполнено движением. отрывочные образы (жизнь сердца, жизнь природы) складываются, как стеклышки мозаики, в единую картину:
свет ночной, ночные тени,
тени без конца,
ряд волшебных изменений
милого лица…
фет не описывает целостную картину, а дает несколько точных мазков, с тем чтобы «смешение красок» в единый «тон» произошло в воображении читателя. здесь хорошо просматривается импрессионизм в лирике фета (фет- поэт остановленных мгновений). фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. ключевые образы лирики фета - «роза» и «соловей». «пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». это символ света любви, восхода новой жизни - высшее выражение душевного подъема.
в стихотворении «сияла ночь. луной был полон сад…» соединены две основные темы фета: любовь и искусство (музыка)- самое прекрасное в человеческой жизни. звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа. ( н- л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный.
сияла ночь.
луной был полон сад. лежали
лучи у наших ног в гостиной без огней.
стихотворение можно сравнить с пушкинским «я помню чудное мгновение…». так же как и у пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. правда, у фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: «и много лет прошло томительных и скучных». последние четыре строки - это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. у фета финал значим. выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью:
а жизни нет конца, и цели нет иной,
как только веровать в звуки,
тебя любить, обнять и плакать над тобой!
фета называют певцом красоты. он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. в его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. даже будучи старым, он писал о звездах, розах, «трелях соловья».