слова пренадлежат пустельнику
стихотворение «смерть поэта» явилось откликом на гибель а.с. пушкина, и его образ, безусловно, является центральным в этом произведении. вместе с тем его строки воспринимаются и как размышления автора о трагической судьбе поэта вообще в условиях самодержавной россии.
поэт — «дивный гений». его мысли и дела чужеродны среде, где правят зависть и клевета, где счастье понимается как высокое общественное положение, богатство, чины. таким образом, столкновение поэта и общества неизбежно. на сей раз победу одержали «стоящие у трона», но автор уверен, что «есть и божий суд», «есть грозный суд, он ждёт». перед этим судом клеветникам и убийцам будет нельзя ни откупиться («он не доступен звону злата»), ни оправдаться.
в стихотворении «поэт» автор сравнивает стихотворца с кинжалом, и такое сравнение не выглядит надуманным. ведь миссия поэта сродни назначению кинжала: и тот, и другой служат для борьбы. однако в эпоху негероическую поэзия утратила свою роль, перестала зажигать сердца, пробуждать мысли. она предстает лишь побрякушкой, как и бездействующий кинжал, который «игрушкой золотой» блещет на стене. столь жалкая роль недостойна поэта, чей стих когда-то «воспламенял бойца для битвы», а голос «звучал, как колокол на башне вечевой». с самого начала стихотворение воспринимается как пессимистичное, но в заключительной строфе тон меняется:
проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?
иль никогда на голос мщенья
из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
покрытый ржавчиной
в этих строках звучит, на мой взгляд, не столько вопрос, сколько надежда на то, что время бездействия пройдёт, что традиционные для поэзии идеалы не утратили своей ценности.
стихотворение «поэт» интересно тем, что в нём впервые в творчестве лермонтова возникает образ поэта-пророка. эту тему он развивает в стихотворении «пророк». читая его, невольно вспоминаешь одноимённое стихотворение а.с. пушкина. однако момент, в который пушкин оставляет своего героя, показав процесс создания его творцом, для лермонтовского пророка является начальной точкой отсчёта («с тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье »).
в стихотворении лермонтова «шумный град» встречает поэта и пророка насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением. иа-за непонимания и неверия людей его жизнь превращается и череду страданий. призванный просвещать и наставлять, он сам становится объектом поучений. одиночество лирического героя, его трагичная судьба стихотворению совсем иную интонацию, чем та, что звучит в «пророке» пушкина.
деградация общества имеет своим следствием и деградацию поэзии — эта мысль получила выражение в стихотворении «журналист, читатель и писатель», где герой-читатель констатирует:
стихи — такая пустота,
слова без смысла, чувства нету,
натянут каждый
ещё более выродилась критика, превратившись в «мелкие нападки на шрифт, виньетки, опечатки», в чернилах критиков уж нет «желчи едкой», а лишь «грязная вода». но страшнее всего то, что и писатель поддаётся всеобщему пессимизму, отказывается от своего предназначения:
к чему толпы
мне злость и ненависть
писатель глух к мнению читателя, который с самого начала вопрошает:
когда же на руси бесплодной,
расставшись с ложной мишурой,
мысль обретёт язык простой
и страсти голос благородный?
увы, вопрос читателя остаётся без ответа. в отличие от героя-писателя, сам лермонтов остался не только хранителем, но и продолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. поэт всю жизнь сохранял верность идеалам свободы, высокой нравственности, патриотизма и проповедовал их в своём творчестве.
источник: школьные сочинения на "пятерку". для школьников и абитуриентов. - м.: "мир книги", 2004
1. софья – племянница стародума, который является ее опекуном. имя героини имеет значение «мудрость». в комедии софья наделена мудростью души, сердца, добродетели.
2. софья - образованная, умная ,воспитанная девушка,с прекрасным характером." соединяешь в себе обоих полов "
3. речь софьи, явно противопоставленная бедному, ограниченному, жеманно - обывательскому языку натальи дмитриевны горич и княжон тугоуховских, отражает её воспитанность и начитанность, независимый ум, горячее сердце, смелость суждений барышни, привыкшей властвовать. по свободе выражения, по способности к отвлеченно психологическим суждениям, по и лиричности речь софьи близка к речи чацкого.
4. софья. так же, как и митрофан имя имеет древнегреческие корни. обозначает «мудрость». мы можем также предполагать, что автор даёт это имя своей героине, в связи с краткой формой имени - соня. в народе с именем соня связано такое качество, как сонность. в комедии софья - молодая девушка, еще не показавшая свою натуру, свой характер, не до конца «пробудившаяся» после детства. мы не знаем, какой она будет в будущем. примет ли она качества стародума, дяди своего, или же она будет точной противоположностью, как простакова.
5.
6. рассудительна и мудра не по . любит французскую . по характеру терпелива и кротка. у нее доброе сердце. девушка может простить даже тех, кто ее обидел. в финале комедии, когда планы простаковой рухнули, и женитьба не состоялась, софья не стала держать зла на тетку, отпустив от сердца былые обиды, а когда от простаковой отказался сын, девушка первая бросилась ее успокаивать. отзывчива. честна.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Кому належать слова: "поети так тяжко вмирають, і нема їм на цьому світі місця, бо вони нетутешні" ?