роман лермонтова “герой нашего времени” был создан в 30-е годы xix века и, как написал об этом произведении белинский, стал “грустной думой” о современном поколении. в этом романе автор рассмотрел множество философских и нравственных проблем, которые занимали лермонтова в его время и продолжают занимать нас в наш непростой век. носителем взглядов поэта является его герой — печорин. первая глава романа “бэла” строится в строгом соответствии с канонами романтизма. это значит, что главный герой противопоставлен окружающему миру. он , непонятен остальным персонажам. он ищет неземной любви. недостижимая для серой массы обывателей глубина и трагичность мироощущения героя ему право преступать обычные человеческие правила поведения. этот романтический постулат о различных нравственных нормах для героя и для обывателя стал одним из главных вопросов xix века. общественное сознание связывало эту проблему с именем наполеона — человека, обязанного своим головокружительным взлетом только самому себе, проповедовавшего странный для того времени мировоззренческий принцип: “для достижения цели все средства хороши”. лермонтова всегда волновал образ наполеона. в юности поэт преклонялся перед ним, воспевал его жизнь и оплакивал одинокую гибель. со временем лермонтов пришел к переоценке нравственных ценностей. в “герое нашего времени” он ни разу не упоминает имени своего давнего кумира, но то, что мы называем наполеоновской темой, стало одной из центральных нравственно-философских проблем романа. в известной мере “бэла” строится так, что читатель подготовлен к появлению романтического героя, нарушающего все условности, и ждет от печорина именно бунта. печорин находится в центре повествования. он — объект читательского интереса. и не только читательского. например, максим максимыч не может без слез вспомнить о несчастной участи бэлы, ведь он искренне полюбил эту девушку. однако он прощает печорину ее гибель. почему? “что прикажете делать? есть люди, с которыми непременно должно соглашаться”. другими словами, добрый, порядочный штабс-капитан судит себя и себе подобных по одним законам, а печорина — по другим, гораздо менее жестким. и его слушатель — путешествующий офицер — с ним как будто согласен, и мы — читатели — принимаем его систему двойной моральной нормы. но ведь человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. поэтому двойственность нравственной морали по самой своей сути аморальна и преступна, она — основа любого преступления. в романе “преступление и наказание” достоевский зло высмеивал попытки социалистов объяснить всё в человеке влиянием внешней среды. “у них одно объяснение, — негодовал разумихин, — среда заела. натура не берется в ”. и это справедливое обвинение достоевского. в самом деле, какая бы ни была среда, как бы сильно ни было ее дурное влияние, человек несет ответственность за свои поступки. человек отвечает за каждый свой шаг, это основа нравственности. и эта основа утрачена печориным: в этом и заключается его преступление. так, например, в “бэле” печорин ради обретения нового духовного опыта не задумываясь жертвует и князем, и азаматом, и казбичем, и самой бэлой. в “тамани” он позволил себе из любопытства вмешаться в жизнь “честных контрабандистов” и заставил их бежать, бросив дом, а заодно и слепого мальчика. в “княжне мери” печорин вмешивается в завязавшийся роман грушницкого и мери, вихрем врывается в наладившуюся жизнь веры. ему тяжко, ему пусто, ему скучно. он пишет о своей тоске и о притягательности “обладания душой” другого человека, но ни разу не задумывается, откуда взялось его право на это обладание! размышления печорина в “фаталисте” о вере и безверии относятся не только к трагедии одиночества современного человека в мире. человек, утратив бога, утратил главное — моральные ориентиры, твердую и определенную систему нравственных ценностей. ведь идея бога — не цель и не плетка для усмирения инстинктов, это идея духовной потребности самого человека возвыситься над ними, победив их в себе. это высшая идея духовного равенства, ибо каждый человек есть образ и подобие божие, вне зависимости от того, наполеон он или, к примеру, титулярный советник. и никакие эксперименты не дадут печорину радости бытия. уверенность может дать только вера. а глубокая вера предков утрачена в век печорина. утратив веру в бога, герой утратил и веру в себя — в этом его трагедия. печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность: он говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души “высохла, испарилась, умерла”. он “сделался нравственным калекой” — вот истинная трагедия и наказание печорина.
iamhrusha
29.08.2021
Мы часто слышим, как о ком-то говорят: "он талантливый человек! " или сами даем такие определения людям, которые нас чем-то впечатлили. но мало кто задумывается: а что же такое талант? и какого человека можно назвать талантливым? мы решили восполнить этот пробел и попытались разобраться в данных вопросах. наша сегодняшняя статья будет посвящена именно феномену талантливости. начнем с определения понятия "талант". в "большой советской энциклопедии" сведения о понятии "талант" включены в статью "способности": "качественный уровень развития способностей выражается понятием таланта и гениальности. их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества". оговоримся сразу: гениальность - явление, встречающееся чрезвычайно редко. ведь уже из определения следует, что ее носители совершают "парадигмальные революции", приводящие к сдвигу в мировоззрениях людей. кроме того, гений - явление сложное и неповторимое, своеобразная "вещь в себе". большинство ученых считают чрезвычайно проблематичным изучение гениальности и практически невозможным построение "теории гения". поэтому и мы в данной статье не будем касаться гениальности, остановимся на талантах и талантливости. как же становятся талантами? по мнению специалистов, чтобы стать талантливым, человеку в первую очередь необходимо обладать одаренностью. одаренность - это изначальное наличие определенных способностей, база для проявления таланта. одаренный человек - это человек, способный к достижениям. однако одаренность - необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы называться талантом. чем же еще характеризуется талантливый человек? большинство исследователей полагает, что талантливые люди : высоким уровнем креативности; высоким интеллектом; высокой мотивацией; особенными личностными чертами. с первыми тремя пунктами все более-менее ясно. остановимся подробнее на пункте четвертом. ученые , что личность талантливого человека на протяжении всей жизни имеет детские черты. талантливый человек - это своеобразный питер пэн, не имеющий возраста, ему присущи как плюсы, так и минусы всех возрастов. исследователи выявили следующие общие черты личности талантов: открытость опыту, воображение, честность, гибкость, нонконформизм, высокая критичность к своим и чужим недостаткам, инициативность и уверенность в себе
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Художественные ! (экспонат №) какие художественные средства использует автор, чтобы передать значение писем для матери? (примеры)