«соловей и роза» — один из самых популярных «бродячих» сюжетов мировой . чаще всего он встречается в восточной лирике. например, его осмыслял персидский поэт и суфийский шейх хафиз ширази, живший в четырнадцатом столетии. у него есть следующие строки: надменность твоей красыужели, о роза, не дастодно словечко сказатьсоловью, чьи так жалобны трели?
отношения розы и соловья, как правило, развиваются по схеме любовного романа, в котором больше трудностей, нежели счастливых моментов. роза при этом представляется надменной красавицей, соловей – ее смиренным поклонником. в поэзии акценты в «бродячем» сюжете расставляются иным образом. цветок оказывается на втором плане. центральная роль отведена птице, наделенной даром поразительного пения.
в пушкинском стихотворении «соловей и роза», датируемом декабрем 1826 – февралем 1827, восточная сказка обретает дополнительную смысловую нагрузку. под пером александра сергеевича в ней появляется тема поэта и поэзии, мотив прекрасного и его отражения в жизни. соловей в стихотворении влюблен в розу, она не отвечает ему взаимностью. развитие этого простого сюжета приобретает философский смысл. ближе к финалу возникают два риторических вопроса: не так ли ты поешь для хладной красоты? опомнись, о поэт, к чему стремишься ты?
пушкин затрагивает важнейшие проблемы, связанные с творчеством. в чем истинное предназначение поэта? насколько целесообразно его служение красоте – богине могущественной, но холодной и надменной? ответов александр сергеевич не дает, оставляя читателям простор для самостоятельных размышлений.
существует версия, что стихотворение «соловей и роза» косвенно связано с несчастной любовью самого поэта. осенью 1826 года он познакомился с дальней родственницей – софьей федоровной пушкиной. современники считали ее одной из первых красавиц москвы. девушка отличалась черными, как смоль, глазами, греческим профилем, стройностью и высоким ростом. александр сергеевич был настолько увлечен ей, что даже сделал предложение, но получил отказ. софья федоровна была влюблена в другого мужчину, за которого вскоре и вышла замуж.
стихотворение «соловей и роза» привлекло внимание нескольких композиторов. наиболее известная на данный момент версия принадлежит авету рубеновичу тертеряну (1929-1994). прекрасное пушкинское произведение он положил на музыку в 1948 году
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Над чим змусив мене задуматися твір "фах" айзека айземова? на сторінку! будь ласка, на ! 90
відповідь: освіта — справді істотна проблема. зараз здобувається стільки знань, що пересічна людина не має змоги опанувати їх. отже, перед людством небезпека перевиробництва знань.
але ідея, яку розглядає письменник, навіює жах. виходить, що дитину, як цеберко, наповнюють розчином знань. нехай так. нехай це були б базові знання на зразок таблиці множення. але їй в голову повний і незмінний блок знань з якоїсь там галузі і жодним звуком не натякають на можливість поповнювати чи змінювати цей обсяг.
світ, змальований азімовим, є тоталітарним, держава контролює навіть вибір фаху, майбутнє, розвиток особистості. прикметник "дипломований" — для дурнів, які вважають себе вільними їхати куди їм заманеться, хоч і знають, що ніколи не матимуть для цього грошей. велика воля!
скажете, це через те, що не всі люди мають здібності. нехай так. але ж і геніальний джордж під постійним наглядом служби безпеки, її секретний агент вдень і вночі поруч, її агенти джорджа-втікача повсюди.
ні, погане майбутнє! погана система освіти та виховання, створена для зомбування людей. та найбільшої трагедії азімов не показав: то трагедія хейлі омейні та подібних. вони знають, що вони не здатні. вони бачать геніїв. що відчувають вони через це?
ні, людина має право на помилку у виборі життєвого шляху. тоді вона знатиме, що обрала хибний шлях, але може спробувати ще, доки живе. ніхто не має право відібрати в мене мій вибір, з восьми років виголосивши мою приналежність до людей якогось ґатунку.
пояснення: все