небо пронзительно-голубое, какое бывает только летними днями. но вот появился ветерок. он набирает силу, понемногу приближая тучу. огромная серебристая туча, надвигаясь, начала закрывать пылающее жаром небо. она приближается стремительно, и вот уже несколько крупных первых капель упали с небес, с шумом разбиваясь о листья. дождь набирает силу, превращаясь в стену воды, насыщая влагой иссушенную июльским зноем землю. молнии сверкают уже совсем близко. звуки грома уже оглушают. ветер не унимается, тащит тучу, дарящую долгожданную бесценную влагу всё дальше. на горизонте, откуда появилась гроза, уже возникла ярко-голубая полоска. просвет разрастается. дождь и ветер тут уже затихли. свежесть и радость наполнили всё вокруг. солнце снова осветило окрестности, засверкали капли, рассыпанные дождем. буйство стихи снова сменилось спокойствием.
annanechaeva567
23.12.2022
Попробуем сопоставить роман и.с. тургенева «отцы и дети» с произведениями а.с. пушкина и л.н. толстого. в романе в стихах а.с. пушкина «евгений онегин» онегин и ленский часто полемизируют друг с другом. при этом первый — разочарованный скептик, реалист, трезво смотрящий на вещи; второй — возвышенный романтик. поэт отмечает эту полярность героев с антитетичного сопоставления: они сошлись. волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. герои спорят у пушкина на различные темы: меж ими все рождало споры и к размышлению влекло: племен минувших договоры, плоды наук, добро и зло, и предрассудки вековые, и гроба тайны роковые. поэт же сохраняет свой собственный взгляд на вещи, не разделяя позиции ни одного из героев. примерно такую же расстановку сил (материалист и романтик) мы наблюдаем и в романе и.с. тургенева. и точно так же автор сохраняет объективность повествования. кроме того, у а.с. пушкина, как и у и.с. тургенева, звучит здесь мотив дружбы-вражды. друзья в пушкинском романе (как и у тургенева) в конце концов становятся врагами — онегин убивает ленского на дуэли. в романе-эпопее «война и мир» л.н. толстого спорят андрей болконский и пьер безухов (сцена в богучарове, поездка на пароме). болконский предстает в этом споре разочарованным человеком, трезво, скептически смотрящим на жизнь. л.н. толстой, как и и.с. тургенев, раскрывает душевное состояние героя через портрет, речь. пьера поражает перемена, происшедшая с болконским. «слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь андрей не мог придать радостного и веселого блеска. не то что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое на чем-то одном, поражали и отчуждали пьера, пока он не привык к ним». речь героя передает его резкий, глубокий ум. она точна, афористична («люди вечно заблуждались и будут заблуждаться»), в ней присутствуют восклицательные предложения, пе волнение князя андрея, его желание разобраться в своей жизни. после разочарования в «своем тулоне», смерти лизы князь андрей разбит, потерян, разочарован в жизни и мире. он считает теперь, что нужно жить «для себя», «единственно возможное счастье — есть счастье животное». пьер же здесь более оптимистичен, полон веры, надежды, определенной душевной гармонии. «надо жить, надо любить, надо верить», — говорит он другу. суть этого спора — поиски истины, смысла в жизни. такой же смысл жизни, на мой взгляд, подсознательно пытается постигнуть базаров в романе и.с. тургенева. и в жизни персонажей и толстого, и тургенева это происходит методом проб и ошибок. спор героев сопровождается у л.н. толстого характерным пейзажем. «князь андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. < …> было совершенно тихо. паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. князю андрею казалось, что это полосканье волн к словам пьера приговаривало: “правда, верь этому”». так писатель использует пейзаж для передачи душевного состояния своего героя. сцена эта предваряет (как и у тургенева) грядущее возрождение князя андрея, возвращение его к жизни, которая еще не закончена в «тридцать один год». таким образом, в произведениях а.с. пушкина и л.н. толстого мы также видим сцены, где друзья спорят и полемизируют друг с другом. суть всех этих споров (как и в романе тургенева) — отношение к миру, людям, поиски смысла жизни. таким образом, эти сцены развивают философскую тематику произведений, раскрывают характеры главных героев, их душевное состояние, предваряют будущие события в романах.
небо пронзительно-голубое, какое бывает только летними днями. но вот появился ветерок. он набирает силу, понемногу приближая тучу. огромная серебристая туча, надвигаясь, начала закрывать пылающее жаром небо. она приближается стремительно, и вот уже несколько крупных первых капель упали с небес, с шумом разбиваясь о листья. дождь набирает силу, превращаясь в стену воды, насыщая влагой иссушенную июльским зноем землю. молнии сверкают уже совсем близко. звуки грома уже оглушают. ветер не унимается, тащит тучу, дарящую долгожданную бесценную влагу всё дальше. на горизонте, откуда появилась гроза, уже возникла ярко-голубая полоска. просвет разрастается. дождь и ветер тут уже затихли. свежесть и радость наполнили всё вокруг. солнце снова осветило окрестности, засверкали капли, рассыпанные дождем. буйство стихи снова сменилось спокойствием.