замысел самой повести относится к началу 1833 года. тогда пушкин начинает собирать материал, связанный с восстанием пугачева. закончив повесть осенью 1836 года, он поставил под ней дорогую для него лицейскую дату – 19 октября и озаглавил ее о бунте, “бессмысленном и беспощадном” – “капитанская дочка”, придав событию, связанному с потрясением государственных основ, значение семейного дела. по сути, это произведение – нравственное завещание поэта, так как с 19 октября 1836 года до смерти пушкина оставалось сто дней. и пройдя непростой жизненный путь , будучи уже отцом семейства, он задается вопросом : что же в этом мире спасительно – бунт, сила закона или что-то еще… основная проблема повести связана с осмыслением путей россии. пушкин передает право рассказывать о пугачевском восстании петру гриневу, дворянину, из богатой родовитой семьи, который имеет нравственные устои, верность долгу и чести – все это неотъемлимые черты его характера, верного традициям патриота. в повести “капитанская дочка” позиции автора и рассказчика в одном месте , а в другом нет. так например, пушкин восхищается пугачевым, когда он говорит с хозяином ночлега иносказательно он хитрит, что-то утаивает. так же и гринев, ему интересен пугачев. у писателя не вызывает сомнения незаурядность и сила личности народного вождя , его талант полководца и смелость. пушкин предает разбойнику некую романтизацию, что объясняется вниманием автора к внутреннему миру пугачева. емельян пугачев – казак, хороший военный организатор, великодушный и справедливый человек, это доказывает поступок, когда он не повесил гринева, но еще и отпустил его : “казнить так казнить, миловать так миловать. ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь.” природный ум, сметка, энергичность, все это способствовало тому, что он возглавил крестьянское восстание. наружность его рассказчику показалась замечательна. он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. в черной бороде показывалась проседь ; глаза живые и большие так и бегали . он был приятен, но несколько плутен. волосы его были обстрижены в кружок. на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. но он помнит и добро, которое ему когда-то сделали. он за то, как гринев отнесся к нему, простому казаку, за чарку водки, и за заячий тулуп. пушкин изображает емельяна пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. речь его наполнена пословицами и поговорками. в его отношениях с подчиненными нет никакого чинопочитания. автор показывает, что пугачев способен проявить милость и , но и способен оценить честь и мужество противника. образ предводителя кретьянского восстания тесно связан с образом народа. подчеркивая свободолюбие и мятежный дух народа. понять дух народа образы савельича и капитана миронова. их объединяет отсутствие самосознания. они живут во власти традиций. пушкинс подлинным реализмом показал крестьянское восстание, его предводителя и его учасников – народ. автор далек от идеализации пугачева. он отдает предпочтение реформам перед революцией , он не приемлет кровопролития. именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известные слова : ” не бог видеть бунт, бессмысленный и беспощадный! ” расценивая пугачевское восстание не иначе , как бессмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в произведении злодейства пугачевцев. он пытался воссоздать восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить , что этот замысел пушкин реализовал.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Исследователь творчества м. шолохова в.н. соболенко называет автора «тихого дона» «автором илиады χχ века». как вы думаете, на чём основано это мнение?
иллиада - одна из величайших древнегреческих поэм, да и вообще поэм, написанных когда-либо. её назвали даже памятником . сравнение с подобным произведением есть наилучшая похвала для поэта. по моему мнению, в эпосе гомера и романе-эпопеи соболенко есть некоторая общая нить, связывающая оба произведения. темы войны представлены героическими подвигами, герои перекликаются там, только в разных временах. в каждом тысячилетие есть место для подвига. в общем и целом, по сюжетной линии у этих произведений не так много общего, но в идеях произведения заключен один и тот же смысл.