воспитание льва крылов
льву, кесарю лесов, бог сына даровал.
звериную вы знаете природу:
у них, не как у нас - у нас ребенок году,
хотя б он царский был, и глуп, и слаб, и мал;
а годовалый львенок
давно уж вышел из пеленок.
так к году лев-отец не шуткой думать стал.
чтобы сынка невежей не оставить,
в нем царску честь не уронить
и чтоб, когда сынку придется царством править,
не стал бы за сынка народ отца бранить.
кого ж бы попросить, нанять или заставить
царевича царем на выучку поставить?
отдать его лисе - лиса умна:
да лгать великая охотница она;
а со лжецом во всяком деле мука:
так это, думал царь, не царская наука.
отдать кроту: о нем молва была,
что он во всем большой порядок любит:
без ощупи шаг_а_ не ступит
и всякое зерно для своего стола
он сам и чистит, сам и лупит;
и словом, слава шла,
что крот великий зверь на малые дела:
беда лишь под носом глаза кротовы зорки,
да вдаль, не видят ничего;
порядок же кротов хорош, да для него;
а царство львиное гораздо больше норки.
не взять ли барса? барс отважен и силен,
а сверх того, великий тактик он;
да, барс политики не знает:
гражданских прав совсем не понимает,
какие ж царствовать уроки он подаст!
царь должен быть судья, министр и воин,
а барс лишь резаться горазд:
так и детей учить он царских недостоин.
короче: звери все, и даже самый слон,
который был в лесах почтен,
как в греции платон,
льву все еще казался не умен
и не учен.
по счастью, или нет (увидим это вскоре),
услышав про царево горе,
такой же царь, пернатых царь. орел,
который вел
со львом приязнь и дружбу,
для друга сослужить большую взялся службу
и вызвался сам львенка воспитать.
у льва как гору с плеч свалило.
и подлинно: чего, казалось, лучше было
царевичу царя в учители сыскать?
вот львенка снарядили
и отпустили
учиться царствовать к орлу.
проходит год и два; меж тем, кого ни спросят,
о львенке ото всех лишь слышат похвалу:
все птицы чудеса о нем в лесах разносят.
и, наконец, приходит год,
царь-лев за сыном шлет.
явился сын; тут царь сбирает весь народ,
и малых и больших сзывает;
сынка целует, обнимает,
и говорит ему он так: "любезный сын,
по мне наследник ты один;
я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь!
так я тебе охотно царство .
скажи теперь при всех лишь нам,
чему учен ты, что ты знаешь
и как ты свой народ счастливым сделать чаешь? !
"пап_а_, - ответствовал сынок, - я знаю то,
чего не знает здесь никто:
и от орла до перепелки,
какой где птице боле вод,
какая чем из них живет,
какие яйца несет,
и птичьи нужды все сочту вам до иголки.
вот от учителей тебе мой аттестат:
у птиц недаром говорят,
что я хватаю с неба звезды;
когда ж намерен ты правленье мне вручить,
то я тотчас начну зверей учить
вить гнезды".
тут ахнул царь и весь звериный свет;
повесил головы совет,
а лев-старик поздненько спохватился,
что львенок пустякам учился
и не добро он говорит;
что пользы нет большой тому знать птичий быт,
кого зверьми владеть поставила природа,
и что важнейшая наука для царей:
знать свойство своего народа
и выгоды земли своей.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вчем схожи и в чем различаются позиции базарова и раскольникова?
теории обоих подразуевают деление людей на группы: простых и сверхлюдей. оба считают,что относятся именно к сверхлюдям.
теория раскольников состоит в том,что сверхлюди могут пойти на преступление во имя цели,таким образом происходит отрицаются всякие нравственные принципы. а идея базарова в отрицании авторитетов как таковых. отсутствие религии и прочих духовных ценностей.
и тот и другой ищут свое место в жизни, оформляют свои взгляды на нее. базаров пробует свои силы в естествознании, а раскольников испытывает себя на избранность, принадлежность к числу сверхлюдей. если первый не придает власти никакого значения, то для родиона это чуть ли не самое главное в жизни. оба героя чрезвычайно самолюбивы, только базаров в своем самолюбии стремится к свободе, независимости от чужого влияния, а раскольников к власти.