утро.
поднялся дед-птицевед с петухами. пошёл по деревне, стучит клюкой в окошки.
— детишки, детишки, аль не слышите, петухи давно кричат:
"ку-ку-ре-ку! полно спать на боку-у! "
детишки глаза протирают, встают.
вышли на улицу — куры кудахчут, утки крякают, гуси гогочут, индюшки дед-птицевед на птичьем дворе ворота отпирает, птиц выпускает.
детишки: — дед-птицевед, а дед-птицевед! о чём это птицы меж собой разговаривают?
дед-птицевед: — ишь беспонятные! индюшки со двора отправились, — так:
куры им: — куда? куд-куда? куда?
индюшка: — далеко-о идём! далеко-о идём!
индюшата: — и все босы! и все босы!
а индюк: — где сапог наберу? где сапог наберу?
индюшата: — пообедать бы! пообедать бы!
индюшка: — а у меня шубы нет, нет, нет, нет!
индюк: — куплю, куплю, куплю!
запылило колхозное стадо по улице. как взревёт бык, — детишки все к деду шарахнулись:
— это он что это, дедка?
— да, вишь, не выспался, то ли сон плохой видел — сердит на весь свет.
— убью-у! — кричит.
голуби с крыши спрашивают: — кого-с? кого-с?
а овцы с перепугу все сразу: — меня-я! меня-я!
воробьи с плетня: — чем? чем? чем?
боров из лужи: — рюхой! рюхой!
утки: — вра-аг! вра-аг! вра-аг!
гуси: — га-ад! гад!
индюк: — , , !
а пёс полкан из будки: — хам! хам! тррусы!
детишки на деда во все глаза глядят:— ты, дед, и диких зверей и птиц понимаешь?
— маленько могу понимать. которые ясно выговаривают.
— расскажи, дед, те о чём меж собой разговаривают?
и дед-птицевед им рассказывает.
в стране произошла революция, а обыватель-мещанин мнит себя ее жертвой.писатель высмеивает так называемых "попутчиков", которые ничего для революции не сделали, а кричат на всех перекрестках о том, как они пострадали, сколько жертв принесли ради светлого будущего.а на самом деле не сделали ни на грош для людей.
рассказ "жизнь и воротник" был опубликован в сборнике "тонкая психология"12 , куда вошли произведения 1904 - 1911 годов. он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно. как и многие ее произведения тех лет, он основан на сравнении, что следует уже из заглавия. часто сравнение в названиях ее рассказов как бы заранее предопределяет направление развития сюжета ("легенда и жизнь", "свои и чужие", "причины и следствия" и в данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь. рассказ начинается с рассуждения о том, что "человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами" (47)13 . а далее автор рассказывает о том, как купленный героиней "крахмальный воротник с продернутой в него желтой ленточкой" (47) стал ее жизнью, пока окончательно не разрушил ее. смысл произведения очевиден: оно направлено против мещанского взгляда на жизнь, против понимания ее сути как погони за вещами. по мере развития сюжета вещь обретает все больше черт живого существа и подчиняет себе волю героини. это проявляется в обилии глаголов, выражающих волеизъявление. можно предложить найти их и проанализировать, с какими словами они сочетаются. в начале рассказа явно преобладает слово "требовал", повторяющееся четыре раза. и каждый раз "требования" воротника становятся все настойчивее: героиня подбирает к нему вещи, включая не только одежду, но и мебель. особую важность обретает выражение "воротничковая жизнь" (48). оно обозначает полное подчинение человека вещи. изменяется и доминирующий глагол: если до этого воротник "требовал", то теперь он подменяет собой героиню ("вертит головой", отвечает за нее, не обращает на нее "никакого внимания"). уже не человек вещью, а наоборот. сюжет развивается по нарастающей. сначала действия олечки розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник "укреплялся и властвовал" (49), все больше чувствуется страх перед ним. человек отходит на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа. финал рассказа возвращает все в привычное русло: вещь в конце концов обращается к роли, которая отведена ей изначально (воротник потерялся). заключительная фраза ("эх, жизнь! ", 50) принадлежит автору. таким образом, авторский голос начинает повествование и заканчивает его, придавая незамысловатой более обобщенный характер. можно обратить внимание на сходство между данным произведением и повестью н. в. гоголя "нос". оно основано на использовании фантастики, и смысл произведений исходит из того, что человек утрачивает власть над своей жизнью. но, в отличие от классики, тэффи не стремится к социальным обобщениям, а сводит все к глупости и ограниченности героини, которую вполне определенно называет "существом слабым и бесхарактерным" (48). это важная черта не только творчества писательницы, вся "лирическая сатира" избегала социальности и искала причины несовершенства современников в них самих.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Содним : стихотворение блока, "незнакомка" 1) что в этом комплексе переживаний вы назвали бы ведущим, определяющим?
в стихотворении ресторан можно рассмотреть как собирательный образ, не какое-то определённое заведение, а как вся грязь и пошлость. не знакомку можно рассмотреть ,как образ,внезапно появившейся надежды, мечты. появившейся в тумане, так загадочно. мечта, проблеск на миг появится, и тут же исчезнет, опять оголив жестокость,бренность повседневной жизни. в стихотворении присутсвут философские размышления, на тему мира, существующей действительности,человеческой души.