александр блок – один из немногих поэтов, который принял октябрьскую революцию, но, разочаровавшись в новом режиме, все же не пожелал покидать родину. объясняется подобное поведение не только патриотизмом и любовью к своей стране, но и верой в то, что россия – действительно могущественная держава, которая способна восстать из пепла.
задолго до революции, осенью 1908 году александр блок написал удивительное стихотворение под названием «россия», которому суждено было стать пророческим. примечательно, что заложенным в нем идеям сам поэт остался верен до самой смерти, считая, что война и смена политического строя не могут существенно повлиять на устои государства и менталитет людей – сильных, работящих и с должным уважением принимающих все то, что уготовила им судьба.
александр блок не питает иллюзий по поводу своей родины, считая, что во многих отношениях ей далеко до развитых западных стран. поэтому свое стихотворение он начинает со строк о том, что в россии, которая уже вступила в новый, 20 век, ничего не меняется. вместо автомобиля – обычная повозка со стертыми шлеями в . и по-прежнему, как и во времена юности поэта, «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи…». автор видит всю убогость и нищету крестьянского быта, серые покосившиеся избы и угрюмых людей, которые лишь тем, как прокормить свои многочисленные семьи. однако александр блок признается, что не испытывает жалости к своей стране, заведомо зная, что она и ее жители будут обмануты еще не раз. в этом он видит своего рода крест судьбы, от которого никуда не деться. остается лишь смириться и нести его до самого конца, укрепляя свою веру в то, что когда-нибудь, возможно, жизнь изменится к лучшему.
у россии, по мнению поэта, много слабостей, одной из которых является доверчивость и простота. поэтому свою родину поэт сравнивает с обманутой женщиной, которая даже в самых сложных ситуациях не пропадет – «одной заботой боле – одной слезой река шумней». однако главная сила россии заключается в ее монументальности, ведь даже самые сильные потрясения не способны сломить ее традиции и устои, которые создавались веками. эти тяжесть и неповоротливость уже неоднократно спасали страну от полного краха, надежно защищая как от внутренних, так и от внешних врагов. однако александр блок понимает, что новая эпоха несет с собой перемены, проигнорировать которые россия будет уже не в состоянии. тем не менее, поэт надеется на то, что «невозможное возможно», и вместо хаоса и разрушений, которые россию при смене общественно-политической формации, в стране воцарятся мир, равенство и справедливость. и сам же признается в утопичности подобных идей, раскрывая свои карты и втайне посмеиваясь над тем, что нет смысла думать о преобразованиях, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика».
сегодня, спустя более чем век после создания стихотворения «россия», следует признать, что александр блок оказался во многом прав. ведь мегаполисы западного образца – лишь вершина айсберга, которая именуется цивилизацией. в то же время российская глубинка по-прежнему остается нищей, убогой и беспросветной. и также вместо автомобилей на разбитых проселочных дорогах сегодня можно увидеть скрипучие телеги, которые увязают в грязи. но именно в этой первобытности и дикости, по мнению поэта, кроется подлинная сила россии, ее уникальная способность преодолевать трудности и находить выход даже из самых сложных ситуаций, которые для человека и для страны в целом – лишь капля в море череды повседневных забот и проблем, на которые все мы попросту перестали обращать внимание.
эпитеты: спицы расписные, расхлябанные колеи, избы серые, разбойную красу сравнения: как слёзы первые любви олицетворение: россия - женщина (какому хочешь чародею отдай разбойную красу) метафора: забота затуманит.. риторическое обращение: россия, нищая россия! перекрестная рифма.
1. стихотворение «россия» было написано а.а. блоком в 1908 году в цикле стихов «родина» (после событий 1905 года). обращение поэта к теме родины было сознательным и закономерным. поэта интересуют дальнейшие пути развития общества, прошлое и будущее родной страны, судьба ее народа.2. россия предстает в образе женщины, матери, жены. блок полагал, что грядущую катастрофу мира предотвратит женское начало – неиссякаемый источник любви и самоотверженности. вечен мотив пути: «дорога долгая легка», движение и развитие продолжаются.еще один важный мотив: свободы, бунта. 3.произведение поделено на строфы, используется перекрестная рифмовка, стихотворный размер: ямб. 4. автор пользуется красочными эпитетами, метафорами и сравнениями. выразительные средства: инверсия «годы золотые», «спицы росписные», эпитеты
человек и природа — это, , самая актуальная тема нашей современной . эта проблема стоит перед человечеством уже много лет. каждый год фабрики и заводы выбрасывают огромное количество отходов, загрязняя воздух, реки, нанося вред окружающей среде. гибель аральского моря, реальная угроза байкалу, образование рукотворных пустынь, вымирание многих видов животных и полное исчезновение уникальных целебных растений — все это следствие бездумного, а порой и преступного отношения к природе. такие писатели, как в. распутин, ч. айтматов, в. астафьев, заставляют человечество подумать о своей земле, о своем родном крае. они или предлагают какие-то способы защиты окружающей среды, или о надвигающейся беде, или выясняют причины ее возникновения. так, ч. айтматов в романе “буранный полустанок” пишет о том, как высыхает арал, как от различных космических исследований изменяется климат, как от непродуманного использования полезных ископаемых скудеет земля. но он же рассказывает о пребывании советских и американских космонавтов во внеземной цивилизации лесная грудь, предлагает способ борьбы с надвигающейся пустыней, способ изменения климата и экономного использования природных богатств. в. распутин в своих повестях “прощание с матерой” и “” рассказывает о людях, отдавших всю жизнь “плану”, который обезлесил тайгу: “всюду зияют пустоты: тайга как лысая голова”. распутин задается вопросом: “зачем был нужен такой план, зачем эти рекорды и перевыполнения, когда после них остается одна пустота, как на вырубленных лесосеках? ” но эти вопросы связаны не только с экологией окружающей среды, а еще и с отношением самих людей к природе, с отношениями людей между собой. распутин пишет о том, как уходят и умирают егоровцы, а вместо них селятся люди “легкие”, которые не обзаводятся ни хозяйством, ни , знают одну дорогу в магазин да мучаются, как время от работы до работы скоротать. разучившись работать в поле, они научились и пьянствовать, и пренебрежительно относиться к технике. в своей легенде о манкуртах ч. айтматов повествует о людях, которые не помнят, где они родились и кто их отец и мать. но манкуртов сделали такими жестокими жуань-жуаны. а что же случилось с жителями сосновки? полное отсутствие заботы о духовной пище людей и их будущем, непродуманная организация труда, материального и морального поощрения. следствие этого — хищническое отношение к природе, развращенность людей. у них возникает стремление к бездумной и легкой жизни. драматизм противостояния человека и природы показал ч. айтматов в облаве на сайгаков (роман “плаха”). от ревущих вертолетов, военных машин, автоматной пальбы животные утратили способность ориентироваться в пространстве и попали в ловушку, устроенную организаторами облавы. сайгаки, а вместе с ними и волки, сильные, быстрые, сообразительные, стали вдруг подобны детям. и никто из этих людей, организовавших массовое убийство, не думал ни о соблюдении государственных законов, ни о завтрашнем дне. пословица гласит: “у народа нет смерти”. это правда. но писатели не хотят ждать, пока люди превратятся в манкуртов. они, откладывая все другие дела и “вечные темы”, берут в руки перо и встают впереди своих героев, как бы направляя их по жизненному пути. а в современной все экологические проблемы тесно связаны с нравственными и социальными. в этом ее значение, ее гражданский пафос.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какая художественная идея романа том сойер?