фамилия богомазова принадлежит к числу древнейших семейных именований и представляет собой уникальный памятник славянского имясловия.
по одной из версий, родовое имя богомазова относится к интереснейшей группе фамилий, произошедших от «мирских» имен. наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности.
согласно этой гипотезе, исследуемая фамилия была образована в качестве отчества от личного именования дальнего предка по мужской линии богомаз. данное прозвание входит в число двухосновных славянских прозвищ, оно было построено путем сложения двух компонентов: именования господа и слова «мазать» в значении «покрывать краской, рисовать». таким образом, в целом имя предка можно истолковать как «изображающий всевышнего».
богомазами, по обыкновению, именовали не профессиональных иконописцев, а тех художников, что зачастую не знали установленных канонов иконописи, но чувствовали потребность изобразить приходящие к ним божественные образы и лики святых. впрочем, в народе именование «иконописец» практически не использовалось, и даже если человек применял канонические приемы церковной живописи и был издалека приглашен, к примеру, расписывать местную часовню, его могли «окрестить» просторечным прозвищем богомаз.
несмотря на то, что в старину бытовали поговорки о невнимательности отдельных богомазов в исполнении одеяний или жестов святых, в общем к ним относились с большим почтением. так как с конца x века икона стала неотъемлемой частью православной традиции, образа должны были присутствовать в каждом христианском доме: рождался человек или умирал, отправлялся в дальний путь или начинал какое-либо дело – его жизнь неизменно сопровождал священный образ. но не все могли позволить себе приобрести дорогую икону, поэтому многие люди обращались к местным богомазам, рисовавшим иконы для односельчан, или странствовавшим, продававшим свои творения в разных деревнях. умелый да добродетельный богомаз пользовался огромным уважением, а потому и прозвище богомаз, как любое профессиональное прозвание, ценилось потомками и сохранялось многими поколениями в качестве наследственного имени.
в то же время, существует суждение, что именование богомаз, построенное от словосочетания «богом », то есть посвященный на должность, направленный на деятельность самим господом, являлось так называемой «церковной» фамилией и должно было символизировать духовную чистоту православного священника, величие и красоту истинной веры.
фамильное прозвище богомаз упоминается в письменных источниках уже со второй половины xvii века, так, например, в актах южной и западной россии фигурирует казак богомаз, служивший в войске запорожском (1667).
поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения родового имени богомазова говорить сложно. однако с уверенностью можно утверждать, что оно относится к числу старейших прозваний и отражает в себе древние верования и традиции именования людей.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Чому іван сила змушений був залишити батьківську домівку в селі і виїхати до столиці?
чичиков — центральный герой поэмы, вокруг него происходят все события, с ним связаны все действующие лица. сам гоголь писал: «ибо что ни говори, не приди в голову чичикову эта мысль (о покупке мертвых душ) , не явилась бы на свет сия поэма» . в своем произведении писатель создал ряд образов-типов: помещиков, чиновников и крестьян. единственный образ, явно выделяющийся из общей картины, — это главный герой. раскрывая этот образ, автор повествует о происхождении чичикова и формировании его характера. чичиков — персонаж, жизни которого дается во всех деталях. из одиннадцатой главы мы узнаем, что павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. отец оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и самое главное — беречь и копить копейку. чичиков быстро понял, что все высокие идеалы только мешают достижению заветной цели. вот почему павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. благополучие свое он строит за счет других людей: хитрость, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — таковы орудия главного героя. никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. и всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдание. каждая глава расширяет наше представление о чичикове и приводит к мысли о поразительной изменчивости его характера: с маниловым он приторно-любезен, с коробочкой — мелочно-настойчив и груб, с ноздревым — напорист и трусоват, с собакевичем — торгуется уверенно и неотступно, плюшкина покоряет своим «великодушием» . в характере чичикова есть и маниловская любовь к фразе, к «благородному» жесту, и мелочная скаредность коробочки, и самовлюбленность ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм собакевича, и скопидомство плюшкина. но в то же время чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, делец и приобретатель и обладает всеми необходимыми качествами: «…и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх» , однако он тоже «мертвая душа» , ибо ему недоступна «блистающая радость» жизни. «самоотвержение» , терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения поставленной цели. чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности» , «ни слишком толст, ни слишком тонок» , «человек средних лет» — все в нем неопределенно, ничто не выделяется. как это ни странно, наш герой — единственный персонаж, способный на проявление движений души. «видно, и чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов» , — говорит автор, наблюдая, как его герой останавливается, «будто оглушенный ударом» , перед молоденькой, шестнадцатилетней девушкой. в конечном счете не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость чичикова, а «человеческое» движение души стало причиной его краха. так уж устроена жизнь, говорит гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие — самое опасное. в финале поэмы автор намечает некоторые перспективы духовного возрождения главного героя. преодоление зла, по мнению писателя, заключается не в социальном переустройстве, а в неисчерпаемом потенциале народа. к сожалению, второй том «мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому читатель не смог увидеть, как гоголь приводит чичикова к нравственному возрождению.